Как жилось господской прислуге перед революцией

Начало XX века — время очень смутное. Низы, как написал позже товарищ Ленин, уже не могли, в то время как верхи не хотели. Не хотели они, в частности, замечать в своей прислуге, в домашнем персонале, живых людей. С бывшими крепостными обращались нередко как с домашней скотиной, без жалости, без всякого сочувствия. Кто-нибудь когда-нибудь слышал, чтобы хоть один коренной москвич или петербуржец вспоминал, что его предки попали в дореволюционные столицы в качестве кучеров, половых, прачек или горничных?

Вряд ли, потому что наверняка неприятно рассказывать, что твои дедушки и бабушки подпадали под «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 года. А жили в начале ХХ века столичные родители кухаркиных детей вот так. Как жилось господской прислуге перед революцией

В журнале «Огонекъ» №47 от 23 ноября 1908 года были опубликованы рассуждения госпожи Северовой (литературный псевдоним Натальи Нордман, невенчанной жены Ильи Репина) о жизни домашней прислуги в Российской империи начала XX века. Как жилось господской прислуге перед революцией
«Недавно, — вспоминает г-жа Северова, — ко мне пришла наниматься одна молодая девушка. — Отчего вы без места? — спросила я строго. — Я только что из больницы! Месяц пролежала. — Из больницы? От каких это болезней вы там лечились? — Да и болезни-то особенной не было — только ноги распухли и спину всю переломило. Это, значит, от лестниц, господа жили в 5-м этаже. Тоже головы кружение, так и валит, так и валит, бывало. Меня дворник с места прямо в больницу и свез. Доктор сказал, сильное переутомление! — Что же вы там камни, что ли, ворочали? Как жилось господской прислуге перед революцией Она долго конфузилась, но, наконец, мне удалось узнать, как именно она проводила день на последнем месте. В 6 вставать. «Будильника-то нет, так поминутно с 4 часов просыпаешься, боишься проспать». Горячий завтрак должен поспеть к 8 часам, двум кадетам с собою в корпус. «Битки рубишь, а носом так и клюешь. Самовар поставишь, одежду и сапоги им вычистить также надо. Уйдут кадеты, барина на службу справлять, тоже самовар поставить, сапоги, одежду вычистить, за горячими булками да за газетой сбегать на угол». Как жилось господской прислуге перед революцией «Уйдет барин, барыню и трех барышень справлять — сапоги, калоши, платье вычистить, за одними подолами, поверите ли, час стоишь, пылища, даже песок на зубах; в двенадцатом часу им кофе варить — по кроватям разносишь. Между делом комнаты убрать, лампы заправить, разгладить кое-что. К двум часам завтрак горячий, в лавку бежать, к обеду суп ставить. Как жилось господской прислуге перед революцией

Только отзавтракают, кадеты домой, да еще с товарищами валят, есть просят, чаю, за папиросами посылают, только кадеты сыты, барин идет, свежего чаю просит, а тут и гости подойдут, за сдобными булками беги, а потом за лимоном, сразу-то не говорят, иной раз 5 раз подряд слетаю, за то и грудь, бывало, ломит не продохнуть. Тут, смотришь, шестой час. Так и ахнешь, обед готовить, накрывать. Барыня ругается, зачем опоздала. За обедом сколько раз вниз пошлют в лавочку — то папиросы, то сельтерская, то пиво. После обеда посуды в кухне гора, а тут самовар ставь, а то и кофею кто попросит, а иной раз гости в карты играть сядут, закуску готовь. К 12 часам ног не слышишь, ткнешься на плиту, только заснешь — звонок, одна барышня домой вернулась, только заснешь — кадет с балу, и так всю ночь, а в шесть-то вставать — битки рубить»». Как жилось господской прислуге перед революцией «Переступая за 8-10 р. порог нашего дома, они делаются нашей собственностью, их день и ночь принадлежат нам; сон, еда, количество работы — все зависит от нас». «Выслушав этот рассказ, — пишет г-жа Северова, — я поняла, что эта молодая девушка слишком ревностно относилась к своим обязанностями, которые длились 20 часов в сутки, или же она была слишком мягкого характера и не умела грубить и огрызаться. Как жилось господской прислуге перед революцией Выросшая в деревне, в одной избе с телятами и курами, является молодая девушка в Петербург и нанимается одной прислугой к господам. Темная кухня в соседстве с водосточными трубами — арена ее жизни. Тут она и спит, причесывает волосы у того же стола, где готовит, на нем же чистит юбки, сапоги, заправляет лампы». «Домашняя прислуга считается десятками, сотнями тысяч, и между тем законом еще ничего не сделано для нее. Можно в самом деле сказать — не про нее закон писан». Как жилось господской прислуге перед революцией «Наши черные лестницы и задние дворы внушают омерзение, и мне кажется, что нечистоплотность и неаккуратность прислуги («бегаешь, бегаешь, некогда себе пуговицы пришить») являются в большинстве случаев недостатками вынужденными. На голодный желудок всю жизнь подавать собственными руками вкусные блюда, вдыхать их аромат, присутствовать, пока их «кушают господа», смакуют и хвалят («под конвоем едят, без нас не могут проглотить»), ну как тут не постараться стащить хоть потом кусочек, не полизать тарелку языком, не положить конфетку в карман, не глотнуть из горлышка вина. Как жилось господской прислуге перед революцией Когда мы прикажем, наша молодая горничная должна подавать мыться нашим мужьям и сыновьям, носить им в кровать чай, убирать их постели, помогать одеваться. Часто прислуга остается с ними совсем одна в квартире и ночью по возвращении их с попоек снимает им сапоги и укладывает спать. Все это она должна делать, но горе ей, если на улице мы встретим ее с пожарным. И горе ей еще больше, если она объявит нам о вольном поведении нашего сына или мужа». Как жилось господской прислуге перед революцией «Извѣстно, что столичная домашняя прислуга глубоко и почти поголовно развращена. Женская, большею частью незамужняя молодежь, массами прибывающая изъ деревень и поступающая въ услуженiе къ петербургскимъ «господамъ» кухарками, горничными, прачками и пр., быстро и безповоротно вовлекается въ разврать и всей окружающей обстановкой, и безчисленными, нецеремонными ловеласами, начиная съ „барина“ и лакея, и кончая гвардейскимъ щеголемъ-солдатомъ, велемощнымъ дворникомъ и т. д. Развѣ закаленная въ цѣломудрiи весталка устояла-бы противъ такого непрерывнаго и разнороднаго соблазна со всѣхъ сторонъ! Можно положительно сказать, поэтому, что огромнейшая часть женской прислуги въ Петербурге (въ сложности, ея около 60 т.) сплошь проститутки, со стороны поведенiя» (В. Михневич, «Исторические этюды русской жизни», С.-Петербург, 1886 г.). Как жилось господской прислуге перед революцией Свои рассуждения г-жа Северова заканчивает пророчеством: «…еще 50 лет назад слуги назывались «домашней сволочью», «смердами» и именовались так и в официальных бумагах. Теперешнее наименование «люди» также уже отживает свое время и лет через 20 будет казаться диким и невозможным. «Если мы „люди“, то кто вы?» — спросила меня одна молодая горничная, выразительно глядя мне в глаза». Госпожа Северова немного ошиблась — не через 20, а уже через 9 лет случится революция, когда не захотевшие жить по-старому низы начнут массовое выпиливание верхов. И тогда молодые горничные посмотрят в глаза своим барыням еще выразительнее…

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!



Источник ➝

Немножко об исторических мифах и псевдоисторических фото

 

На данный пост меня вдохновило  фото в одной из групп, посвященных истории. Оно кстати не первый год по сети гуляет, даже на пикабу мелькало и собрало кучу лайков. На его примере, а также нескольких других хочу показать, как легко появляются мифы и подделки. Информация взята с разных источников, поэтому, баянометр, не ругай меня.

 

1) Пикантный таймер

На привлекшем мое внимании  фото был псевдоисторический артефакт. Некие свечи - якобы старинный "таймер" французских проституток. Когда свеча догорала, это якобы означало что сеанс окончен и его следует прекратить или продолжить за отдельную плату.

Приблизительное время горения - 7 минут. На самом деле это обычные карманные свечи. Их использовали, чтобы что-то по-быстрому подсветить в темноте, например, на ночной улице. Для этого 7 минут как раз вполне достаточно. На коробочке печатали изображения популярных артисток или просто абстрактных красавиц. Но один продавец, у которого случайно были такие свечи, а еще желание продать их дороже, решил добавить в объявлении  такой пикантный штрих. Не знаю, как там с продажами, а фото не первый год кочует по сети.

Немножко об исторических мифах и псевдоисторических фото История, Фальшивка, Подделка, Артефакт, Факты, Длиннопост

2) Опиумная вечеринка 1918 года

Это изображение часто выдают за подлинную фотографию из притона для курения опиума. Но на самом деле это просто кадр, который был вырезан из старого немого кинофильма «Dandy-Pacha», снятого французским режиссером Жоржем Ремоном.

Немножко об исторических мифах и псевдоисторических фото История, Фальшивка, Подделка, Артефакт, Факты, Длиннопост

3) Неприличный жест  Мартина Лютера Кинга

Фотография известного борца за права чернокожих Мартина Лютера Кинга, который показывает неприличный жест, наделала много шума. Но данное изображение оказалось  фальшивкой. На оригинальном снимке он показывал фотографу два пальца, просто второй палец убрали.

Немножко об исторических мифах и псевдоисторических фото История, Фальшивка, Подделка, Артефакт, Факты, Длиннопост

4) Русско-немецкий поцелуй

На самом деле на данной фотографии муж с женой, которые приехали в Крым для участия в реконструкции сражения за Севастополь 1944-го года. Изначально она была цветной, и особо предприимчивым людям пришла идея выдать снимок за архивный материал. Края фото обрезали, фото сделали черно-белым и состарили. "Накреативили" предположительно в Румынии.

Немножко об исторических мифах и псевдоисторических фото История, Фальшивка, Подделка, Артефакт, Факты, Длиннопост

5) Советский солдат, целующий крестик

Этот снимок регулярно появляется на плакатах, его активно постят в сети. На самом деле на фото актер из армавирского театра.  Автор снимка «Солдатская молитва» - Ширак Карапетян-Мильштейн.  Скандал с псевдоисторическим фото разгорелся, когда его напечатали на плакатах, посвященных снятию блокады Ленинграда. Сам автор изначально разместил фото с припиской: «Хочу сразу отметить, что это не архивные кадры, это фотографии по мотивам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воссозданные в 2006-2007 году на территории города Армавира (Краснодарский край)». Снимок, по задумке автора, должен был воссоздать атмосферу перед битвой на Курской дуге".

Немножко об исторических мифах и псевдоисторических фото История, Фальшивка, Подделка, Артефакт, Факты, Длиннопост

6) Гарем шаха Ирана

Уже не первый год по сети гуляют якобы реальные фото гарема шаха Насера ад-Дин Шах Каджара. Дамы на фото одна "краше" другой. Уже много раз писали, что это актеры его придворного театра, в котором все роли играли мужчины.

Немножко об исторических мифах и псевдоисторических фото История, Фальшивка, Подделка, Артефакт, Факты, Длиннопост

7) Леннон и Че Гевара

Джон Леннон никогда не играл дуэтом с Эрнесто Че Геварой и не общался с ним. На самом деле лидер «Битлов» музицировал с Уэйном Габриелом из группы Elephant’s Memory. Просто голову заменили и выдали за сенсацию.

Немножко об исторических мифах и псевдоисторических фото История, Фальшивка, Подделка, Артефакт, Факты, Длиннопост

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх