Это лишь один из многих японских «-до», что означает «путь». Бусидо – это путь воина, который неизменно вел к смерти, причем – самой короткой дорогой. Такой акцент на идее внезапного завершения жизненного пути пронизывает всю философию бусидо. На первый взгляд, идея жутковатая и мрачная, но при ближайшем рассмотрении даже европеец увидит в ней уважение к жизни и красоту.
Как появился кодекс самурая
По-видимому, свод самурайских обычаев начал зарождаться еще в первом тысячелетии, он представлял собой систему правил поведения воина на службе сюзерену. К XII веку бусидо уже стал отражением жизненной философии самураев – кодекс чести, напоминающий рыцарский, европейский.
Бусидо возник не на пустом месте, его источниками стали предписания буддизма и японской религии – синтоизма, а еще учения Конфуция и других мудрецов: японцы перенимали многое из китайской культуры. Единого бусидо на протяжении всей его тысячелетней истории не существовало.
Но главное свое назначение – сформировать дух и дисциплину воина-самурая – бусидо выполнял на протяжении более чем десятка веков.
Кодекс самурая
Долгое время принципы бусидо нигде не фиксировались, но в XVI веке появились первые книги, в которых предпринимались попытки сформулировать правила для самураев.
Свою жизнь воин должен был посвятить хозяину – феодалу; во время службы следовало забывать дом, семью – все, что могло отвлекать от выполнения обязанностей или даже просто привязывать к жизни. Самураю полагалось в любой момент быть готовым к бою. Уважение к хозяину, преданность ему проявлялись не только в требовании любой ценой выполнить приказ, существовали интересные обычаи: например, во время сна самураю нельзя было ложиться ногами в сторону господина.
О том, насколько далеко заходили японские воины в своем стремлении выполнить свой долг по отношению к господину, существует много легенд. В обычае было ритуальное самоубийство вслед за гибелью господина. Правда, Ямамото Цунэтомо, самурай, чьи собрания книг считаются руководством воина, трактатом о бусидо, после смерти господина не последовал этой традиции, поскольку умерший хозяин был ее противником. Ямамото удалился в горы и стал отшельником.
Готовность принять смерть самурай воспитывал в себе с самого детства. Японцы различали два вида бесстрашия, одно было связано с природной дерзостью, безбашенностью, другое подразумевало сознательное презрение к своей гибели – в первую очередь, основанную на вере в перерождение после смерти.
Смерть полагалось встретить спокойно, с улыбкой на лице, а в некоторых случаях самурай должен был выполнить харакири – ритуальное самоубийство. Так поступал воин в случае бесчестья – оно могло быть смыто собственной смертью или убийством обидчика. Кстати, сам ритуал тоже регулировался бусидо, отступлений от него не допускалось.
Этика самурая обычно и ассоциируется с отвагой и бесстрашием в бою и легким отношением к смерти, но ее суть гораздо глубже. Именно сознание того, что любой миг мог стать последним, позволяло достичь того отношения к жизни, которое и отличает истинного самурая.
Воин учился ценить каждую минуту, обращать внимание на то, что люди в суете не замечают: красоту природы, то, как она воспета в стихах. Свободное от службы время самурай посвящал медитации, изучению наук, искусствам, каллиграфии, участию в чайной церемонии. Существовала даже традиция написания предсмертных стихов, они создавались перед тем, как совершить харакири.
Кодекс бусидо первоначально включал презрение к богатству и к деньгам вообще, часто воины жили, довольствуясь лишь тем, что давал господин. Лучшим украшением оружия и доспехов самурая становились следы, полученные во время боя. Но с течением времени это правило становилось все менее популярно.
Бусидо предписывал самураю быть безупречно честным, каждое слово требовалось обдумать, перед тем как произнести. В любой ситуации воин сохранял спокойствие, был немногословен, его манеры были безукоризненны; все это свидетельствовало о силе духа и достоинстве самурая.
Женщины и бусидо
Они учились искусству владения древковым оружием – копьем и нагинатой. Кроме того, женщины осваивали технику сражения маленьким кинжалом – кайкэном. Этот вид оружия носили при себе – прятали в складках одежды или в прическе. Кинжал становился и орудием ритуального женского самоубийства – да, и представительницы прекрасного пола подчинялись все той же философии.
В отсутствие самурая на его жену могла ложиться обязанность по защите дома. В случае, если самурай погибал, вдова могла вставать на путь мщения.
О женщинах-воинах, их называли онна-бугэйся, сохранилось множество историй. Одна из них, Хангаку Годзен, жившая в XII веке, была дочерью воина и сражалась наравне с мужчинами – «бесстрашная, как мужчина, и красивая, как цветок».