Вы помните песню: «Хорошая история с хорошим концом…»? Да, сказки обычно заканчиваются хорошо, хотя часто волшебным и непонятным образом. Но не все сказки добрые; на самом деле, они даже страшные.
Вспомните: волк съедает семерых козлят, ревнивая мачеха отравляет мачеху яблоком, мужчина уводит свою дочь в лес, чтобы она замерзла до смерти, и так далее. Во всех странах мира можно найти свои сказки с пугающими персонажами, не уступающими героям фильмов ужасов.
Крампус
Еще 200 лет назад непослушным жителям Альпийского региона говорили, что их похитит Крампус, легендарная дьяволоподобная фигура, спутник и антипод Николая Чудотворца. Поздравительные открытки с изображением Крампуса были очень популярны.
История гласит, что Крампус путешествует с Санта-Клаусом (Святым Николаем) во время Рождества. Обычно он носит с собой большую корзину, в которую кладет непослушных детей, а также куски пчелиной нити или древесного угля. Считается, что Крампус зародился в древнем альпийском язычестве, в те времена, когда Рождество было просто «Йоль». (праздник в середине зимы у исторических германских народов) и когда люди поклонялись рогатому богу леса. Крампус и сегодня не забыт — в 2015 году вышел фильм про это мистическое существо.
Всадник без головы
Легенда о Дуллахане (по-ирландски «безголовый») родилась в древней Южной Ирландии. В ней рассказывается о всаднике без головы, мужчине (или женщине), который путешествует по проселочным дорогам и собирает души людей. В некоторых версиях Дуллахан носит черный плащ и держит свою разлагающуюся голову под мышкой. В других версиях, однако, он едет в крытой колеснице, обшитой человеческой кожей, спицы колес — человеческие кости, а колесницу тянут шесть лошадиных скелетов. Дуллахан очень любит пороть своих жертв и использует в качестве кнута человеческий позвоночник. Этот персонаж еще более страшен, чем всадник без головы в фильме «Сонная лощина».
Красные башмачки
Это история о девочке по имени Карен, чьи красные туфельки прилипают к ее ногам и заставляют ее ноги танцевать. Девушку такой поворот событий уже не устраивает — ей приходится танцевать до изнеможения в заколдованных туфлях. К счастью, на помощь ей приходит заключенный и совершает кровавую казнь, отрезая ноги девушки вместе с красными локонами, которые начинают жить собственной жизнью.
— Не руби мне головы! — сказала Карен. — Тогда я не успею покаяться в своём грехе. Отруби мне лучше ноги с красными башмаками.
И она исповедала весь свой грех. Палач отрубил ей ноги с красными башмаками, — пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса.
Потом палач приделал ей вместо ног деревяшки, дал костыли и выучил её псалму, который всегда поют грешники. Карен поцеловала руку, державшую топор, и побрела по полю.
Сказка о девочке, наступившей на хлеб
Девочкам из сказок Андерсена приходится несладко. Русалочка получает две ноги в обмен на голос, но каждый шаг причиняет ей боль, или бедная Элси вынуждена плести крапиву в полной тишине, чтобы сшить рубашку для своих братьев.
Героине этой истории, Инге, не очень повезло — то ли из-за ее характера, то ли из-за обстоятельств. Девочке, которой пришла в голову блестящая идея перейти лужу, стоя на хлебе, сразу же грозит наказание. Она попадает в подземелье болот и жаб, и ее ноги прилипают к хлебу. Вдруг появляется бабушка дьявола, превращает Ингу в куклу и забирает ее в ад. Ингу буквально пытают: она не может есть, стоя на хлебе, и может раскаяться только тогда, когда с неба падают горькие слезы.
«Платье её всё сплошь было покрыто слизью, уж вцепился ей в волосы и хлопал её по шее, а из каждой складки платья выглядывали жабы, лаявшие, точно жирные охрипшие моськи. Страсть, как было неприятно! «Ну, да и другие-то здесь выглядят не лучше моего!» — утешала себя Инге.
Хуже же всего было чувство страшного голода. Неужели ей нельзя нагнуться и отломить кусочек хлеба, на котором она стоит? Нет, спина не сгибалась, руки и ноги не двигались, она вся будто окаменела и могла только поводить глазами во все стороны, кругом, даже выворачивать их из орбит и глядеть назад. Фу, как это выходило гадко! И вдобавок ко всему этому явились мухи и начали ползать по её глазам взад и вперёд; она моргала глазами, но мухи не улетали, — крылья у них были общипаны, и они могли только ползать. Вот была мука! А тут ещё этот голод! Под конец Инге стало казаться, что внутренности её пожрали самих себя, и внутри у неё стало пусто, ужасно пусто!»
Можжевеловое дерево
«Сказки братьев Гримм», или немецкие народные сказки, собранные братьями-лингвистами, которые никогда не думали, что их будут считать сказочниками, полны зловещих подробностей. Если вы когда-нибудь читали целый том подобных сказок, то наверняка помните, что в «Можжевеловом дереве» мачеха отрезала голову ребенка крышкой ствола, когда он потянулся за яблоком. Затем она повязала ему на шею платок, усадила его на стул и дала ему в руки яблоко. Хуже того, она пыталась скрыть преступление, посоветовав дочери ударить отчима в ухо, что та и сделала. В конце концов, они сварили из отчима суп и накормили его мясом ее отца. Но у этой истории был счастливый конец. Душа ребенка превратилась в птицу, которая дразнила мачеху своими страшными песнями, а затем бросила в нее жернов, который размозжил ей голову. Как говорится, око за око и зуб за зуб.
Пошла Марленикен и говорит:
— Братец, дай мне яблочко.
А он молчит, ничего не говорит. И ударила она его по уху, и покатилась голова наземь. Испугалась девочка, стала плакать и кричать; побежала к матери и говорит:
— Ох, матушка, я отбила брату голову! — и она плакала, плакала, и никак нельзя было ее утешить.
— Марленикен, — сказала мать, — что ж ты наделала?! Но смотри, молчи, чтоб никто не узнал об этом, теперь ничего уже не поделаешь, мы его в супе сварим.
Взяла мать маленького мальчика, порубила его на куски, положила их в кастрюлю и сварила в супе.