Надгробный памятник над пустой или вовсе не существующей могилой – это звучит как завязка детективного романа. Но вполне возможно, что речь идет о кенотафе, и тогда роман может стать и историческим. Правда, появление такого сооружения иногда действительно бывает связано и с преступлениями, и с расследованиями.
История кенотафов
Для человека античности правильные и полные ритуалы погребения были особенно важны. Но иногда получалось так, что тело умершего не удавалось найти – и тем не менее требовалось провести после его кончины все необходимые в таких случаях обряды.
Тогда и появлялся кенотаф.
В переводе с древнегреческого «кенотаф» и означает дословно «пустая могила». Традиция проводить умершего в последний путь по всем правилам существовала и значительно раньше, и отсутствие тела в этом смысле не должно было мешать проведению существовавшей на тот момент церемонии. В 1972 году на территории Болгарии в городе Варна был случайно обнаружен древний могильник, датированный пятым тысячелетием до нашей эры. Помимо собственно захоронений, полных украшений из золота и керамики, в этом некрополе были обнаружены и пустые могилы, организованные так же, как и настоящие. Строго говоря, совсем пустыми они не были: внутри обнаружили глиняные головы-маски, так же украшенные золотом. Почему же ненастоящим покойникам были оказаны такие почести? Возможно, потому, что их тела по каким-то причинам были утеряны.
Считается, что кенотафами становились и древние курганы Северной Европы – большие насыпи, которые сооружались над «могилой» — в том случае, если человек погибал вдали от родины.
Создание кенотафа, какую бы форму он ни принимал, служило и служит главной цели – поклониться усопшему, проститься и дать ему возможность покинуть окончательно мир живых – в том случае, если не удается предать его тело земле по всем правилам. Кенотафы появлялись и в тех культурах, в которых не было принято хоронить умерших.
Разные культуры – разные кенотафы
Неудивительно, что среди кенотафов так много шедевров – ведь искренняя любовь к ушедшим соотечественникам всегда вдохновляла их современников на создание достойных памятников. Базилика Санта-Кроче во Флоренции стала местом упокоения многих – более трехсот – знаменитых итальянцев. Среди тех, кто захоронен в базилике – Галилео Галилей, Микеланджело Буанаротти, Никколо Маккиавелли. А вот «могила» флорентийца Данте Алигьери, представляет собой именно кенотаф.
Настоящим местом погребения автора «Божественной комедии» стала усыпальница в Равенне, и несмотря на то, что флорентийцы уже давно настаивают на передаче им праха великого соотечественника, отдать останки Данте для перезахоронения Равенна отказывается. Только масло для лампады в мавзолее, по традиции, ежегодно привозят из Флоренции.
А другой флорентийский собор, Санта-Мария-дель-Фьоре, стал местом размещения живописного, а точнее, стенописного кенотафа. Фреску с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда заказали жители города после того, как останки знаменитого военачальника были переправлены в Англию для перезахоронения. Выполнил работу живописец Раннего Возрождения Паоло Уччелло.
Не только города выражают желание стать местом упокоения талантливых, известных людей, порой и сами знаменитости выражают желание быть похороненными в любимом городе. Но эту волю удается осуществить не всегда. Так случилось, например, с Мариной Цветаевой, которая мечтала найти покой на кладбище Тарусы, а умерла и была похоронена в Елабуге. В итоге в память о поэте Цветаевой появилось два кенотафа. Один – на том кладбище, где она нашла свое последнее пристанище (точное местонахождение могилы Цветаевой неизвестно), а второй кенотаф – большой камень с надписью – был установлен в ее любимом городе на берегу Оки.
Что общего между венками на дорогах и факелом Статуи Свободы
Какими бы огромными ни были потери в войнах, какими бы многочисленными ни были памятники павшим в боях, существуют тип кенотафов, который распространен не меньше, чем надгробия погибшим солдатам. Это памятники тем, кто стал жертвой несчастных случаев, в первую очередь – дорожно-транспортных происшествий. Венки на дорогах, да и более основательные сооружения – это тоже кенотафы.
Именем одной из самых знаменитых жертв дорожных аварий – принцессы Дианы Уэльской – названа площадь, на которой находится ее кенотаф. Правда, история этого памятника началась задолго до гибели принцессы. Эта копия фрагмента американской Статуи Свободы – «горящего» факела – была установлена в 1989 году в знак дружбы между двумя державами на площади около моста Альма.
Неподалеку от этого места, в туннеле под Сеной, произошла авария, в которой погибла принцесса. Так сложилось, что факел стал местом паломничества тех, кто хотел бы поклониться памяти Дианы во французской столице. А потому и площадь получила впоследствии такое название.