Некоторые вещи считаются исконно русскими, хотя на самом деле это совсем не так. Если бы они не получили своё второе рождение на Руси, то может быть, сегодня о них знали бы только историки. Это прекрасно, когда лучшие изобретения становятся доступны людям. Неважно, кто их придумал. Важно, что они несут людям радость и пользу. Читайте о валенках, которые на самом деле изобрели иранские кочевники, про знаменитую гжель, которая стала такой благодаря китайскому фарфору и про шапку ушанку, которую носили монгольские охотники.
- Валенки, валенки, не подшиты, стареньки: подарок от монголо-татар
- Форма куполов церквей: от византийского паруса до восьмерика на четверике из Волжской Булгарии
- Ушанка: трансформация из монгольской остроконечной шапки из меха
- Индийский огурец на павловопосадских платках
- Гжель, как потомок китайского фарфора фарфор цинхуа
Валенки, валенки, не подшиты, стареньки: подарок от монголо-татар
Зимой валенки отлично защищают от холода. /Фото: t-i.ru/media
Кажется, что найти более русскую обувь, чем валенки, сложно. А это вовсе не так. Когда в начале девяностых годов XX века проводились раскопки на Алтае (плато Укок), там была найдена войлочная обувь. На этом месте находились старейшие могильники племен из Ирана, датируемые III-IV веком до нашей эры. На Алтае также были распространены высокие войлочные сапоги на кожаной подошве. Не только обувь делали из этого материала, но и ковры, колчаны и даже украшения.
На самом деле войлок широко использовался народами Центральной Азии, особенно кочевниками, тюрками и монголами.
Форма куполов церквей: от византийского паруса до восьмерика на четверике из Волжской Булгарии
Так выглядит Суздальский собор. /Фото: s2.fotokto.ru
Когда на Руси было принято христианство, храмы стали строить по византийскому образцу, скопировав крестово-купольный вариант. Надо отметить, что в древней Руси церкви все же не были идентичны византийским. Они были больше по объему и сильнее вытянуты вверх. Если в Византии такие сооружения делали из камня, то на Руси чаще всего из дерева. Византийские церкви обычно имели один купол, а русские храмы могли быть построены с тремя, пятью и даже семью куполами.
Изначально церкви в России стали делать с так называемым византийским куполом. Он похож на парус, который крепится по углам и надувается ветром. Немного позже лидерами стали купола виде луковицы. Из Волжской Булгарии были приглашены каменщики для постройки храмов во Владимиро-Суздальском княжестве. Некоторые историки считают, что именно булгары «подкинули» русским идею шатра на восьмигранном основании, который ставился на куб, так называемой восьмерик на четверике. Это объяснялось тем, что в этом случае было гораздо проще использовать дерево. Деревянные шатровые храмы можно увидеть на иконах, датированных началом XIV века. А вот шатровые купола из камня в России появились позднее, в XVI веке.
Ушанка: трансформация из монгольской остроконечной шапки из меха
Зимнее обмундирование Красной армии: присутствует ушанка. /Фото: broneboy.ru
Шапка-ушанка тоже кажется исконно русским творением. Однако её прародительницей была монгольская меховая остроконечная шапка, которая прикрывала щёки и уши. За время существования ушанка претерпела некоторые изменения. Например, поморами была изобретена цибака, то есть к меховой шлем, у которого были длинные уши. Их использовали в качестве шарфа, заматывая шею и утепляя её таким образом.
Русскую шапку-ушанку называли треухом. Название произошло из-за трех откидных деталей, которые имела шапка. Треухи были очень модны в VII веке. Например, царица Наталья Кирилловна с удовольствием носила ушанки, её гардеробе было целых три модели. Агафья Семёновна, супруга Фёдора Алексеевича, хранила в гардеробной четыре ушанки. Были и так называемые четыреухи, у которых одна деталь опускалась на затылок, вторая на лоб, и ещё две по бокам.
В начале XX века к моду вошли шапки Нансена, то есть меховые кепки, снабженные ушами, козырьком и затылочной частью, которая могла jпускаться. Когда во время Гражданской войны такую кепку стали носить белогвардейцы армии Колчака, она была переименована в колчаковку. А уже в тридцатые годы XX века ушанку сделали принадлежностью зимней формы и в ней ходили красноармейцы.
Индийский огурец на павловопосадских платках
Павловопосадский платок с индийским огурцом. /Фото: img-fotki.yandex.ru
Многие знают этот знаменитый узор, который имеет международное название «пейсли», но чаще всего его зовут турецким или индийским огурцом. Впервые такой рисунок появился в Персии, откуда распространился по Индии и другим странам Востока. Называли орнамент бута – огонь на санскрите. Когда в XVIII веке платки и другие изделия, расписанные огурцами, попали в Европу, они очень быстро завоевали популярность, которую до сих пор и удерживают.
А пейсли этот орнамент называется потому, что в начале XIX века в шотландском городке Paisley стали делать недорогие шали, аналоги индийских кашемировых изделий. Город и дал название рисунку. В России про красивые расписные огурцы знают с XVIII века. Чаще всего ими разрисовывали ивановские ситцы и знаменитые Павловопосадские платки.
На Востоке этот огурец или каплю расшифровали как хлопковый бутон, пламя, лист пальмы, фазан, российским же мастерам было не привыкать к орнаментом с подобными символическими изображениями растений или птиц, Поэтому пейсли нашёл своё применение очень быстро и через некоторое время никто и не вспоминал, откуда он появился.
Гжель, как потомок китайского фарфора фарфор цинхуа
Сегодня гжельская посуда известна во всем мире. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Гжель. Красивые изделия с сине-белый росписью. Кажется, это придумали именно в России. Однако предком такого вида рисунка является цинхуа, китайский фарфор. В переводе с китайского его название означает «голубой узор». Ещё в XIV веке китайцы стали расписывать белые вазы синей краской, а спустя сто лет их завезли в Европу.
В XVII веке в городе Делфта, Голландия, были разработаны особые сине-белые изразцы. В России их стали делать при Петре I, и говорили, что они «под голландцев». Пока мастера занимались изразцами, в подмосковном селе Гжель изготавливали красивую посуду. Гжельская глина отличного качества использовалась при производстве первых русских фарфоровых изделий. Их расписывали ярко, окрашивая в различные цвета: охра, изумруд, коричневый, бордовый, синий. Мастера рисовали на посуде своеобразные лубочные картинки. Однако к середине XIX века посуду стали раскрашивать исключительно в бело- кобальтовой гамме. Это позволило ей выглядеть стильно и элегантно, составить конкуренцию фарфору европейского производства. Красивые многослойные цветы, которые мастера рисовали на посуде, сделали гжель знаменитый по всему миру. Никто уже не вспоминает что сине-белый рисунок — это своеобразная дань китайскому фарфору цинхуа.