Каждая девушка с нетерпением ждет, когда же возлюбленный сделает ей предложение руки и сердца и подарит заветное кольцо. Однако откуда взялась эта традиция, зачем нужно помолвочное кольцо, если есть обручальное, и какие тренды в украшениях главенствуют сейчас мало, кто знает.
Несмотря на то, что обручальное кольцо женщины носят гораздо дольше, все равно самые теплые и трогательные воспоминания связаны именно с помолвочным. Неудивительно, что за таким важным украшением кроется любопытная история появления и развития. Давайте разберемся, как знаменитый аксессуар из символа любви превратился в мировую традицию.
Истоки традиции
Существует несколько версий того, кто первый подарил кольцо в качестве символа любви, верности и серьезных намерений. Одна из них гласит, что традиция появилась в Древнем Египте. В 2600 году до нашей эры муж с женой носили золотые кольца на безымянном пальце левой руки, однако данная «привилегия» была доступна только фараонам. Остальные также могли носить украшения, но сделаны они были не из драгоценных металлов, а из растений, костей и кожи животных.
Согласно второй теории, традицию просить руки и сердца, преподнося кольцо, зародили не египтяне, а римляне во II веке до нашей эры.
Как появились кольца с камнями?
До XII века традиция дарить кольцо во время помолвки считалась языческой, поэтому ее не хотели признавать. Однако, благодаря распространению христианства, мнение изменилось – люди считали, что традиция дарить украшение призывала мужчин к ответственности. Обеспечить свою будущую супругу и детей мог лишь тот человек, который накопил денег на кольцо, то есть, имел постоянный доход.
Изначально, помолвочные кольца были самыми обычными, в виде ободка. Аксессуары с камнем появились лишь в XV веке, благодаря королю Германии, римскому императору Максимилиану I. Когда правитель делал предложение своей возлюбленной Марии Бургундской, в знак своей любви он преподнес ей кольцо с огромным бриллиантом. Слухи о дорогом подарке быстро разнеслись по всему миру и вдохновили обеспеченных мужчин делать именно такой жест в честь помолвки. Однако был и свой минус – в те времена камень заключался в традиционную оправу, которая не позволяла свету проходить сквозь бриллиант, в результате чего его красота и сверкание заглушались.
Бриллиантовое наваждение
Учитывая тот факт, что бриллиант был очень редким, а, значит, и очень дорогим камнем, позволить себе подарить такое кольцо могли исключительно королевские особы. Подобная «дискриминация» длилась до XIX столетия – в 1870 году в Африке нашли крупное алмазное месторасположение, благодаря которому бриллианты стали доступнее. Компания-монополист De Beers на протяжении полувека вела успешную торговлю, обеспечивая весь мир бриллиантами, и зарабатывая на этом целое состояние. Однако Великая депрессия, которая началась в США в октябре 1929 года, внесла свои коррективы.
Корпорация была на грани разорения, и лишь маркетинговая компания, придуманная совместно с рекламным агентством N.W. Ayer, спасла De Beers от банкротства. Мощная пропаганда «Бриллианты – это навсегда», создала прочную связь между бриллиантами и счастьем. Теперь драгоценный камень ассоциировался с семьей, верностью и любовью, а кольца превратились из обычной бижутерии в фамильные реликвии. Согласно статистике, 78% всех помолвочных колец в мире украшены именно бриллиантами.
Самым культовым и знаменитым из них считается Tiffany Setting, которое появилось в 1886 году. На суд публики помолвочное кольцо представил Чарльз Тиффани – основатель компании Tiffany & Co.
Свою популярность украшение приобрело благодаря оригинальному обрамлению из шести крапанов, которые «приподнимали» камень над ободком и помогали подчеркнуть блеск и сияние бриллианта (чего не могли добиться ювелиры в XV веке).
Самые популярные помолвочные кольца за последние 100 лет
В 20-х годах прошлого века в моде было кольцо в стиле гало, в котором центральный камень окружала россыпь мелких бриллиантов, усиливающие его блеск и сияние. Он мог быть любых форм и размеров, в зависимости от статуса и финансового положения жениха. Иногда ювелиры подчеркивали камень при помощи круглого ореола, добавляя ему вес и размер. Основой для гала служит исключительно белый металл.
Девушкам, которые выходили замуж в 30-х годах ХХ века, повезло гораздо меньше – из-за политических событий они вынуждены были довольствоваться исключительно круглым камнем небольшого размера, оформленным ажурными узорами из металла.
В 40-е года, после выхода в массы рекламной компании De Beers, ювелиры начали предлагать мужчинам приобрести широкие изделия с круглым бриллиантом и филигранным оформлением. Что касается основы, то ее стали делать преимущественно из белого золота. Так корпорация стала «виновником» появления нового тренда.
Впрочем, как мы знаем, мода является очень ветреной и переменчивой дамой. Лишнее доказательством является тот факт, что в 50-х годах прошлого века на первый план вышло желтое и розовое золото, оставив белый металл позади. Само кольцо из изящного превратилось в более массивное, а дизайн стал намного сложнее.
К 60-м годам любовь к алмазам постепенно сошла на нет. Нельзя сказать, что украшения с бриллиантами совсем исчезли из ювелирных магазинов, однако они перестали считаться панацеей от всех бед. В моду вошло сочетание разных камней: бриллианты дополняли другими драгоценными камнями. Существовали и кольца с одиночным камнем – в таких моделях самыми популярными были камни изумрудной огранки.
70-е внесли разнообразие в дизайн помолвочных колец. В это время появились двойные украшения с россыпью бриллиантов, при этом центральный камень мог отсутствовать. Настоящим переворотом в ювелирном мире стало появление цветных бриллиантов и драгоценных камней. А законодательницей моды стала принцесса Диана, которая выбрала помолвочное золотое кольцо с 14-ю бриллиантами, расположенными вокруг крупного цейлонского сапфира овальной формы (кстати, это украшение сейчас принадлежит Кейт Миддлтон, герцогине Кембриджской).
Еще одним трендом 80-х годов стало кольцо-солитер в минималистичном стиле. В перевод с французского название означает «единственный», то есть, в центре располагается один камень без урашений. Обычно «звездой» становится бриллиант, но может быть и другой драгоценный камень, например, рубин или сапфир.
Что касается огранки, то она также менялась достаточно часто. И если в 90-е модным считалось кольцо с камнем огранки «маркиз», то в начале 2000-х девушки были в восторге от «принцессы».
Лишним доказательством того, что мода циклична, стало возвращение знаменитого стиля гало в 2010 году. Однако в ХХI веке в центре уже был не бриллиант, а цветные камни.
В 2020 году мода резко изменилась. И если еще несколько лет назад большинство девушек мечтали о кольцо с огромным бриллиантом, стоимость которого составляла три зарплаты жениха, то сейчас предпочтение отдается уникальному дизайну. Индивидуальность – вот, что вышло на первое место. Сейчас кольца с полудрагоценными камнями смотрятся гораздо красивее, чем классические изделия с бриллиантами, при условии, что они отличаются интересным дизайном. Мода начала отрицать шаблоны и такое понятие, как консервативность, делая ставку на персонализированные украшения.