Меланхоличные девушки, выгуливающие собак на фоне суровой природы, седовласые дамы, беседующие на берегу моря, вечная осень с ее дарами, тихие посиделки на кухне, уют сельской жизни… Слегка наивные рисунки Ди Никерсон обожают в Великобритании и за ее пределами. Однако, начав рисовать еще в раннем детстве, художница много лет стеснялась явить свое творчество миру.
Художница родилась в 1957 году в семье фермеров недалеко от Уаймондема, графство Норфолк. В юные годы она находила скучной сельскую повседневность, а потому убегала от унылой реальности в изучение изобразительного искусства. С трехлетнего возраста она обожала рассматривать красочные альбомы с репродукциями и очень рано начала рисовать сама. Семья только поддерживала ее интерес к живописи. А Ди нравилось, что ее рисунки радуют людей. Теперь это – ее творческое кредо: «Искусство должно приносить людям счастье!».
Когда Ди училась в художественной школе, ее тревожило отсутствие собственного живописного стиля. Ведь у всех художников, которые ей нравились, был этот неуловимый стиль, уникальность, узнаваемый почерк!
А вот свой путь она нащупать никак не могла. Однако ее учитель на вопрос о поисках стиля ответил: «Но ведь он у тебя уже есть – нужно лишь поработать над ним!». Никерсон последовала его совету и не собирается останавливаться на достигнутом, год за годом совершенствуя свою манеру письма.
Некоторое время она проработала в сети магазинов Liberty, торгующих весьма эстетичными предметами быта, текстилем, элементами декора. Эта, казалось бы, на удивление обыденная работа стала для Ди неиссякаемым источником визуального опыта. Ежедневно ее окружали прекрасные вещи, необычные принты и узоры, сложные формы, изысканные текстуры… Все они так и просили – нарисуй меня, нарисуй!
Однако поначалу Ди Никерсон не чувствовала в себе сил и уверенности для того, чтобы начать карьеру в области искусства. И однажды – тогда Ди уже было за сорок – ее лучший друг убедил художницу отнести пару работ в ближайшую галерею, занимающуюся продажей картин и скульптур. И… ее рисунки привлекли внимание множества покупателей! Так Ди Никерсон получила возможность уйти с работы и заниматься только искусством. Рост популярности художницы пришелся на конец 2000-х, когда ее работы стали активно продаваться через интернет. У нее множество поклонников по всей Великобритании и за ее пределами, а те, кто не может позволить себе купить оригинал, с радостью приобретают открытки и календари с рисунками Ди.
Все ее работы так или иначе автобиографичны. Женщины, животные и природа – таков сюжет каждой из них. Словно древние богини, хранительницы этих мест, по случаю приодевшиеся в стильные юбки и пальто, они шествуют мимо призрачных древесных стволов, мимо бушующих морских волн, мимо холмов и деревень – задумчивые, умиротворенные. И сопровождают их верные фамильяры, знающие о жизни, безусловно, больше, чем люди. Чаще всего это кошки, которым в картинах художницы позволено все, а в небесах неизменно парят птицы. Иногда в работах Ди Никерсон появляются и мужские фигуры, но они лишь случайные спутники, молчаливые свидетели, гости в этих уютных женских мирах. Героини работ художницы не красуются, не пытаются понравится зрителю. Их лица сосредоточены, их волосы часто седы и растрепаны (а иногда – превращаются в древесные ветви), одежда скрывает очертания тела, руки спрятаны в карманы – но именно поэтому каждой женщине так легко отождествлять себя с ними.
Привычную домашнюю рутину Ди изображает так, что хочется зайти к героиням на чай и остаться навсегда. Неспешное приготовление пищи, шелест книжных страниц, звон вязальных спиц и все то же тихое кошачье мурчание – вот чем наполнен быт на ее картинах. Каждый интерьер – не зарисовка с натуры, а плод ее богатого воображения, опирающегося на не менее богатый опыт восприятия красивых вещей. А за окном – листопад или снегопад, все те же рощи и холмы…
Картины Ди Никерсон редко начинаются с предварительных набросков и зарисовок. Обычно она спонтанно начинает наносить краску на плотную бумагу или дерево, начиная с абстрактных линий и пятен, и постепенно конкретизирует изображение, добавляет детали, усложняет образы. Работа длится до тех пор, пока художница не ощутит интуитивно, что ее можно завершить – и суть не столько в чувстве удовлетворенности, сколько в мысли «ни убавить, ни прибавить». Чаще всего Ди использует акрил, дающий особенно яркий цвет и ровное покрытие, но иногда отдает предпочтение акварели или пастели.
Что вдохновляет Ди? Все вокруг! Природа и домашние любимцы, случайные встречи, кино и книги, мода и интерьеры, путешествия и разговоры, воспоминания детства, фрагменты музыкальных произведений…
«Я легко поддаюсь влиянию, всегда блуждаю, смотрю и увлекаюсь», — говорит художница. И, конечно, список ее любимых художников бесконечен – там и Гольбейн, и Брейгель, и Матисс, и множество современных творцов, известных и не очень. Искусствоведы отмечают сходство с орнаментикой и ритмом работ представителей «Движения искусств и ремесел» и однозначное влияние наивной живописи, включая иконопись и ретабло. Однако у Ди Никерсон есть профессиональное художественное образование, что не позволяет отнести ее работы к наивному искусству – скорее их можно отнести к современной интерпретации примитивизма.
О жизни Ди ее поклонники узнают из инстаграма – увлечение цифровыми технологиями не миновало и ее. Там можно насладиться новыми работами художницы, фрагментами картин и рабочим процессом, прочесть ее небольшие заметки о создании каждой из работ и добрые пожелания в адрес каждого, кто зашел полюбоваться ее аккаунтом.
Ди Никерсон, несмотря на свою популярность, выбрала тихую сельскую жизнь «вдали от обезумевшей толпы». Ежедневно она отправляется на велопрогулку по близлежащим рощам и холмам, играет со своими собаками, наблюдает за миром… И именно в этом – секрет потрясающей точности, уюта и очарования ее работ.