Элейн, прекрасная леди с острова Шалот, которую мастерски изобразил на своем полотне прерафаэлит Джон Уильям Уотерхаус. По сюжету английской поэмы на девушку наложено таинственное проклятие: она может смотреть на мир только через зеркало и вынуждена постоянно прясть. В чем же трагичность образа? И почему искусствоведы видели на полотне английского художника французский намек?
Эта картина иллюстрирует поэму Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот». В этой поэме, впервые опубликованной в 1832 году, рассказывается история молодой женщины по имени Элейн из Астолата, которая страдает от загадочного проклятия. Она живет изолированно в башне на острове под названием Шалот, у реки, которая течет из замка короля Артура в Камелоте. Она может смотреть на мир только через отражение в зеркале. И вот однажды она замечает отраженный образ красивого рыцаря Ланселота. Зная о проклятии, она все же рискнула посмотреть на него. И тогда зеркало разбилось, и она почувствовала, как на нее обрушивается проклятие.
Героиня заплывает на своей лодке вниз по течению к Камелоту и «поет свою последнюю песню». А позже девушка умирает, не дойдя до конца реки.
О художнике
«Леди из Шалот» — знаменитая масляная картина Джона Уильяма Уотерхауса, который был видным членом британского движения прерафаэлитов в XIX веке. Работа считается самой известной в творчестве художника. Альфред Теннисон был популярным английским поэтом среди представителей братства прерафаэлитов. Биограф Уотерхауса Энтони Хобсон рассказывает, что у художника существовал целый цикл работ, написанных по сюжетам Теннисона. Интересно, что Теннисон расписал каждую страницу поэмы карандашными набросками для картин.
Во многих смыслах картина Уотерхауса «Леди из Шалот» переносит зрителей на сорок лет назад — в 1848 год, когда было основано Братство прерафаэлитов. Один из авторов Art Journal отметил: «Тот тип произведения, который Уотерхаус создал для проклятой дамы, ее действия и одежда, в которую он ее облачил, сближает его работу с работой «прерафаэлитов» середины века.
Сюжет картины и символы
На картине мы видим девушку в лодке, на которую накинута ткань (как было упомянуто выше, девушка должна была все время прясть, чтобы проклятие не обрушилось на нее). Уотерхаус на своем полотне отражает тот трагический момент, когда героиня правой рукой отпускает цепь лодки, глядя бездонными и обреченными глазами на распятие, стоящее перед тремя свечами. Ее рот приоткрыт (она поет свою последнюю песню). Три свечи символизируют жизнь: две из них уже погасли, а третья вот-вот угаснет. Это авторская подсказка- ее жизнь скоро закончится.
Героиней картины предположительно является супруга художника — художница Эстер Кенуорти. В альбоме Уотерхауса сохранились многочисленные этюды и зарисовки, выполненные за 6 лет до завершения работы (1894 год). Уотерхаус также выполнил наброски финальных сцен, в которых лодка с героиней плывет в Камелот.
Пейзаж
Пейзаж очень натуралистичен. Картина была написана во время короткого периода пленэрной живописи Уотерхауса. Место написания картины не указано, но Уотерхаус вместе с коллегами любили посещать графства Сомерсет и Девон, которые находились вдоль береговой линии Бристольского залива. Вполне вероятно, именно там художник нашел подходящий для сюжета пейзаж.
Кстати, сюжет с молодой рыжеволосой женщиной в белом платье, плывущей по течению в прибрежной полосе, напоминает многим «Офелию» Джона Эверетта Милле 1852 года.
Многие искусствоведы увидели в работе представителя английских прерафаэлитов нотки французского стиля. Работа поражает впечатляющей деликатностью в изображении ивовых сорняков и воды. Подобный стиль, скорее, напоминает французское искусство, нежели живопись английских мастеров.
Ранние работы Братства демонстрировали тщательное внимание к деталям, отражая принцип Джона Рескина «верность к природе», который выступал за точное отражение пейзажей и природы. Но техника Уотерхауса заметно более свободна, что свидетельствует о его экспериментах с французским импрессионизмом. Импрессионизм предложил иную концепцию «верности к природе», основанную больше на оптической достоверности. Это означает передача образа объекта или сцены в мимолетный момент с учетом времени суток и погоды. Да, Уотерхаус черпал вдохновение из пленэрных методов импрессионистов.
Джон Уотерхаус был одним из самых талантливых мастеров британского художественного движения. Несмотря на первоначальные замечания относительно слишком «французской» техники, «Леди из Шалот» была в конечном итоге принята миром искусства как «английская» картина и приобретена Генри Тейтом для своего музея национального искусства, где она до сих пор занимает почетное место.