4 апреля 1900 года ученые обнаружили древний римский корабль, затонувший в Эгейском море. Водолазы почти год поднимали со дна находки, многие из которых стали жемчужинами музейных коллекций: бронзовые и мраморные статуи, остатки мебели, бытовые мелочи и даже небольшую бронзовую лиру. Однако вскоре среди обломков археологи обнаружили нечто странное: детали сложного механического устройства из бронзы. Датировали находки примерно 100-м годом до н.э. Никаких подобных механических устройств в тот период, по мнению ученых, быть просто не могло. Загадки, подобные Антикитерскому механизму, в середине XX века стали называть неуместными артефактами.
Антикитерский механизм стал примером того, как одна находка может повлиять на научные взгляды. После многолетних исследований и расшифровки полустертых надписей на пластинах ученым все-таки пришлось признать, что перед ними – древнее устройство для расчета движения небесных тел, которое позволяло узнать дату 42 астрономических событий. Упоминания о подобных машинах нашлись и в литературе, но только написанной на 400-500 лет позднее. С середины XX века изучали археологи и механики отдельные диски, проводили рентгеновские исследования, а позднее и компьютерную томографию.
Антикитерский механизм (фрагмент) Реконструировав сложнейшее устройство (всего оно состояло из 37 деталей), в 2016 году ученые окончательно пришли к выводу, что перед ними — календарь, а также астрономическое, метеорологическое и картографическое устройство. Его называют сегодня самым древним образцом аналогового вычислительного механизма. Изготовлен он был в 100-150 г до н.э. на острове Родос. Эта находка заставила историков существенно пересмотреть представления о технологиях и знаниях древних цивилизаций. Схема и реконструкция Антикитерского механизма Однако так бывает не всегда. Неуместные артефакты слишком часто оказывают при проверке природными объектами. Порой окаменелые останки растений или редкие геологические образования действительно выглядят как детали механизмов или предметы, обработанные руками людей. Яркий пример представляют собой Трохиты — окаменевшие членики стеблей криноидей (морских лилий), их частенько принимают за древние шестеренки или зубчатые колеса. Окаменевшие части морских лилий очень похожи на шестеренки А так называемые Клерксдорпские шары долгое время считали предметами, изготовленными представителями загадочных древних цивилизаций, ведь находят их в слоях отложений возрастом около трех миллиардов лет. Потом ученые доказали, что на самом деле эти странные ровные шарики с насечками – минеральные конкреции, образованные природой, однако в псевдонаучной литературе до сих пор можно найти их описание как доказательство существования допотопных техногенных цивилизаций. Шаровидная конкреция замещенного лимонитом пирита из Клерксдорпа Порой «неуместность» артефакта объясняется тем, что мы с современной точки зрения недооцениваем догадливость древних строителей. Ведь иногда очень простые с технической точки зрения решения могут оказаться настолько эффективными, что кажутся со стороны настоящим чудом. Так, например, в 1986 году чешский инженер Павел Павел вместе с Туром Хейердалом доказал, что знаменитые статуи на острове Пасхи можно было перемещать простым, но остроумным способом – кантовать (переваливать с одной стороны на другую). 17 человек, пользуясь только веревками, достаточно быстро заставили «шагать» 10-тонного каменного гиганта. Именно так, кстати, они и перемещались от карьера к месту установки, согласно древним легендам – «сами шли». Эксперимент, показывающий, что передвигать громадную статую можно и без сложных механизмов Конечно, тема странных исторических находок – это плодотворное поле для мошенников разных сортов. Изготовленные ими подделки порой поражают воображение масс. Наиболее известным примером в данном случае является история Хрустальных черепов, которые с середины XIX века стали иногда всплывать у торговцев доколумбовых древностей. Только в XX веке удалось установить, что эти «раритеты» не имеют никакого отношения к цивилизациям ацтеков, майя и ольмеков. Даже сам кварц, из которого они изготовлены, оказался родом из Европы. Однако эти современные подделки так приглянулись всем, что к моменту разоблачения были настоящими знаменитостями. Образ древнего хрустального черепа до сих пор активно эксплуатируется в массовой культуре. Наука не стоит на месте, но до сих пор существует ряд исторических артефактов, которые, несмотря на все современные методы исследования, иначе как «неуместными» не назовешь. Ученые действительно не могут определить, что это такое или спорят об уровне развития техники в тот или иной период. Причем количество подобных странных находок достаточно велико. Диск Сабу, мегалиты вроде Пума Пунку в Южной Америке или террасы Баальбека с Южным камнем на Ближнем Востоке – все эти загадки еще ждут своих исследователей, которые объяснят, как и зачем древние мастера сумели такое соорудить. Диск Сабу — странный древнеегипетский артефакт возрастом 5 тысяч лет