Японская культура, которая сильно отличается от европейской, всегда кажется экзотической, но в то же время привлекательной. Криминальная культура Страны восходящего солнца не является исключением. В отличие от Запада, якудза не скрывались, они действовали открыто и даже имели собственные офисы. Формат преступной деятельности немыслим по западным стандартам. Молодежные банды также воспринимались как должное, как этап взросления. Возможно, благодаря признанию взрослых, женские банды сукэбан стали не только устрашающими, но и очень популярными.
Все это происходило при молчаливом попустительстве властей, которые терпели выходки молодых преступников и стремились избежать реальных тюремных сроков. К организованной преступности, известной на местном уровне как якудза, иногда присоединялись банды молодых людей, которые расцветали в Японии подобно цветущей сакуре. Многие из них привлекали внимание не только полиции, но и общественности, а образы преступников часто казались романтичными и загадочными.
Женские банды
Если бы мужские банды не так старательно не допускали женщин в свои ряды, то, вероятно, не было бы никакого шока; женщины могли бы спокойно присоединиться к активной банде, в которой гораздо меньше членов. Но в Банчо мужские банды, занимающиеся воровством в магазинах, отказывались работать с девушками. Неудивительно, что вскоре у них появился гендерный соперник — уличные банды, состоящие из девочек, которые не принадлежали к мальчикам.
Слово «сукэбан» в переводе с японского означает «начальник». Эта фраза лучше всего описывает основные ценности членов банды. Бесстрашие и дерзость, смелость и борьба против установленных рамок, усугубляемые молодостью членов сукебана, делали их по-настоящему опасными. Несмотря на то, что крупные и серьезные инциденты случались редко, они успели напугать весь район.
Их остроумное название может объяснить происхождение группы, в основе которой лежат феминистские взгляды и сопротивление мужчинам. Изначально группа состояла из школьниц, которые объединялись для защиты от банчи и часто участвовали в массовых драках. Позже их интересы вышли за рамки самообороны: девушек сблизили кражи, нападения и даже грабежи. Менее чем за десять лет молодежные банды выросли в сеть женских преступных группировок, объединяющих более 20 000 девушек и их советы.
Позже были также установлены правила и наказания за их нарушение. Это может включать публичную порку или прижигание кожи сигаретой. Например, преступлением считался секс с мальчиком, который ранее встречался с другой девочкой из сукэбан. У банд также был свой дресс-код.
Для всего мира эти девочки олицетворяли японскую школьную форму, но в действительности они не всегда ее носили. Хотя они использовали одежду, чтобы подчеркнуть и выделить свое единство. Позже они носили кимоно или головной убор. Школьная форма была несколько изменена. В дополнение к традиционной плиссированной юбке, водолазке, красному шарфу и белым носкам, пиджак или верхняя одежда были намеренно укорочены, чтобы показать открытый живот. С другой стороны, юбка была длиннее, чем обычно.
Короткие юбки и обтягивающие джинсы были модными в Японии в то время, но сукэбан не признавал эксплуатацию женской сексуальности и сознательно отвергал ее. По этой же причине использование косметики было сведено к минимуму. Девушки, напротив, всегда носили с собой бейсбольные биты, цепи и милые йойо. Позже они стали носить кожаную одежду, и их стиль стал более байкерским, но при этом всегда использовались традиционные японские мотивы. Таким образом, они противостояли американской культуре, которая в то время очень сильно доминировала в Японии.
В более поздние годы субкультура разделилась на другие группы, но образ хищно выглядящих девочек-подростков по-прежнему используется. Девушки-боссы были слишком дерзкими и мстительными.
Я не тян, я преступница
Позже были также установлены правила и наказания за их нарушение. Это может включать публичную порку или прижигание кожи сигаретой. Например, преступлением считался секс с мальчиком, который ранее встречался с другой девочкой из сукэбана. У банд также был свой дресс-код.
Для всего мира эти девочки были воплощением японской школьной формы, но в действительности они не всегда ее носили. Хотя они использовали свою одежду, чтобы подчеркнуть и выделить свое единство. Позже они носили кимоно или головной убор. Школьная форма была несколько изменена. В дополнение к традиционной плиссированной юбке, водолазке, красному шарфу и белым носкам, пиджак или верхняя одежда были намеренно укорочены, чтобы показать оголенный живот.
С другой стороны, юбка была длиннее, чем обычно. В то время в Японии были модны короткие юбки и обтягивающие джинсы, но сукэбан не признавал, что это эксплуатирует женскую сексуальность, и сознательно отвергал это. По этой же причине использование косметики было сведено к минимуму. А девочки всегда носили бейсбольные биты, цепи и милые игрушки йо-йо. Позже они начали носить кожаную одежду, и их стиль стал более байкерским, но всегда с традиционными японскими мотивами.
Во-первых, девочки перестали соблюдать школьные правила, сменили форму, покрасили волосы и носили маленькие портфели. Последний был не только аксессуаром, но и настоящим символом их презрения к школьному процессу, так как в него не помещались книги и тетради. Кожаные портфели были сделаны так, чтобы «сжиматься» и становиться меньше. По японским стандартам такое поведение и смена школьной формы были равносильны бунту.
На внешний вид девочек обратили внимание в полиции, а взрослым сказали, что в один день одежды будет меньше, а на следующий — больше, и что требования к школьной форме станут более строгими. Однако эти комментарии не были связаны с реальными наказаниями.
Закон Страны восходящего солнца предусматривает так называемое «добрачное поведение», когда подростки (возраст согласия в Японии составляет 20 лет) совершают действия, которые не являются преступлением, но впоследствии могут им стать. Такое поведение можно описать как пропуск школы, курение сигарет, плохие оценки и непонятный подход к знакомствам. В то же время, это период роста, через который проходят все люди. Поэтому подростковые банды в Стране восходящего солнца рассматриваются не как криминальное явление, а как подростковые выходки. Хотя на это нельзя закрывать глаза.
В 1970-х годах, когда Япония переживала экономический бум, нефтяной кризис привел к резкому падению экономического роста. Социальная ситуация в Японии также была одним из факторов. Особенно острая проблема в Японии — неспособность людей из рабочего класса получить работу для «белых воротничков» — стала еще более острой. Во времена экономического роста у девушек было гораздо меньше возможностей сделать карьеру и стать влиятельными.
Кроме того, система оплаты труда по возрасту была ограничена мужчинами. Правительство было убеждено, что женщины чувствуют себя комфортно на кухне и поэтому им там самое место. Кроме того, не предусмотрены пособия и льготы для домохозяек, домохозяек и женщин с детьми.
Неудивительно, что бедные люди не видели перспектив и чаще вступали в банды и мафию. Для детей из рабочего класса получить образование было практически невозможно; высокие баллы на вступительных экзаменах в университет, платные подготовительные курсы и специальный счет за успехи в учебе не давали им никаких шансов.
Социальное расслоение, при котором нарушались права женщин, стало благодатной почвой для развития женских банд. В то же время она уже существовала, и к ней стоило присоединиться. Широкая и повсеместная популярность сукэбанов в этот исторический период была обусловлена социально-экономическими причинами и желанием изменить положение женщин в стране. Именно этот факт позволяет предположить, что сукебаны были не просто группой бандитов, а чем-то большим — движением за свои права и интересы.
Феминизм и Сукэбан
Образ японской женщины, возведенный в статус культа, создан глубоко патриархальным менталитетом. В японском языке даже существует специальная идиома, которая дословно переводится как «японская гвоздика». Это значит, что женщина должна быть хрупкой и нежной, но твердой и непоколебимой. Ожидается, что она будет чрезвычайно мудрой, всегда понимающей — ведь японцы не изобрели ничего нового в этой области.
Во время Второй мировой войны образ идеальной жены и матери особенно укреплялся, а женщин поощряли к размножению, потому что стране нужны были новые граждане. Только в 1947 году, с принятием новой конституции, японским женщинам были предоставлены равные права. Однако это не сильно изменило реальное положение женщин в обществе.
В Японии были свои феминистские движения, но их эмансипация была связана с влиянием Запада. Несмотря на правовую помощь, говорить о полном равенстве еще рано. Две культуры столкнулись, и для японского феминизма просто не было места, чтобы пустить корни. Тем временем на Западе происходила сексуальная революция, и эмансипация женщин двигалась в другом направлении. После войны старые патриархальные идеалы женской девственности полностью рухнули. Ранее сдерживаемое течение хлынуло потоками, которые, однако, вновь затронули права женщин и их положение в обществе. Видя в них объекты своих желаний, мужчины не относились к ним как к равноправным партнерам.
Сукебан отвергал как существующий патриархальный порядок, так и сознательное потворство, использование женщин для удовольствия и отмену всех запретов. Ни в том, ни в другом они не видели предназначения женщин; скорее, они опасались сексуальной революции. В то же время они стали силой, с которой нужно считаться, используя мужские методы запугивания. Однако в некоторых отношениях с ними можно было считаться.
Культура сегодня
Популярность банд стала тенденцией поп-культуры, о них снимаются фильмы. 1960-е годы также ознаменовались появлением так называемых «розовых фильмов», которые изобиловали эротическими сценами и насилием, а также затрагивали проблемы женщин и преступности. Эти фильмы были показаны в соответствии с возрастными ограничениями.
Это явление мгновенно стало бестселлером. Самые известные фильмы на эту тему — «Хулиган», «Ужасная школа для девочек» и другие. В основном это фильмы о гендерном неравенстве, в которых женщина начинает слабой и уязвимой, но вскоре жизненные обстоятельства ставят ее в такое положение, когда она вынуждена проявить свою силу. Драки, мотоциклы и побег из тюрьмы — это лишь малая часть ее приключений. Во всех испытаниях она проявляет силу характера и духа, всегда выходит победительницей и умеет быть сильнее мужчин.
В этих фильмах мужчины агрессивны самим фактом своего существования, но женщина всегда агрессивна, у нее есть цель и мотив. Она либо мстит, либо достигает своих целей. Хотя суккубы не были сексуальными, режиссеры сделали своих героинь очень соблазнительными, что стало еще одним преимуществом. Такие сюжеты, приправленные элементами экшена и красотой персонажей, открыли новую страницу в японском кино.
В 1970-х годах сукэбан стал более популярным, но криминальный элемент исчез. Сейчас это скорее бунтарская, воинствующая феминистская субкультура, чем кражи и грабежи. Они по-прежнему придерживаются своего кодекса чести и носят одежду в соответствии с дресс-кодом, а японская школьная форма вместе с йо-йо стали символами борьбы за гендерное равенство. В некотором смысле, именно сукэбаны изменили представление о женщинах в Японии, и сделали они это по-мужски, вызвав страх и уважение.
Хотя феномен женских банд исчез в 1990-х годах, образ вызывающих и опасных школьниц остается популярным. Его можно встретить в аниме и компьютерных играх. Романтический образ бунтарки, девушки, которая не боится бороться за что-то большее, чем ее личное счастье, все еще воспринимается в романтических терминах.