Дети большой матери: как живут индейцы зуни

300 лет они воевали с испанцами, потом полтора века «дружили» с американцами. Им запрещали говорить на родном языке и соблюдать обряды. Но индейцы племени зуни сохранили свою культуру. Помогла родная земля.

Придя на наши земли, испанцы потребовали женщин и бирюзу. Воины зуни разбили испанский отряд и казнили их командира. С тех пор испанцы принесли нам много несчастий. Но все в этом мире имеет две стороны. В годы перемирия мы учились у испанцев. До встречи с ними индейцы пуэбло никогда не видели лошадей и овец. Мы стали разводить животных. Мы научились выращивать плодовые растения, овладели кузнечным и ювелирным делом. Смогли торговать с соседями.

Потом пришли американцы. Для них мы были недочеловеки! Следом за их армией катилась лавина поселенцев, прибиравших к рукам наши земли. Но у нас с американцами оказались общие враги — навахо и апачи, чьи набеги не давали нам житья. Мы доставляли американской армии продовольствие, служили у них проводниками. И американцы не остались в долгу. Зуни подписали с ними мирные договоры, по которым получили право собственности на многие земли предков.

Наших детей отправляли в школы-интернаты подальше от дома. Переодевали в форму, стригли и не разрешали говорить на родном языке.

Вождь племени зуни. 58 лет. Получил среднее образование в резервации. Прошел обучение в Полицейской академии штата Нью-Мексико, а также в Академии штата при Бюро по делам индейцев. Работал полицейским, рейнджером, обвинителем и юридическим консультантом по вопросам домашнего насилия. Избирался в Совет племени. В 2010 году был избран на третий срок на пост главы правления резервации.

Проживают на западе штата Нью-Мексико, США. Общая численность около 12 тысяч человек. Принадлежат к группе индейцев пуэбло, которые раньше других племен начали вести оседлый образ жизни (пуэбло — от исп. pueblo — поселение, город). В штат Нью-Мексико предки индейцев пуэбло пришли 5–6 тысяч лет назад. Первая встреча народа зуни с европейцами (испанскими конкистадорами) состоялась через 50 лет после открытия Колумбом Америки.

На фото: традиционные украшения из бирюзы и других камней на беленом черепе буйвола — для продажи

Закон запретил полигамию. И тем самым поставил одиноких женщин на грань выживания. Кому охотиться, чтобы прокормить их?

И все-таки зуни сумели сберечь свою культуру. Сама земля предков хранила нас. Люди уходят в большой мир, учатся там, работают, но часто возвращаются, потому что легко и свободно дышится только здесь.

Миссия Девы Марии Гваделупской — один из памятников эпохи испанской колонизации

Где бы ни жили зуни, вступать в брак они приезжают сюда, на землю предков. Молодые должны происходить из разных кланов племени. А в остальном все, как и повсюду в Америке. Так же ухаживают, регистрируют брак у мирового судьи или просто живут вместе.

Традиционно дочери живут в доме матери со своими детьми и мужьями, как и неженатые сыновья. У матери в большой семье главная роль. Женщине в нашей культуре отведено почетное место — как источнику новой жизни. Когда-то было проведено исследование: у мальчиков зуни спросили, кем бы они хотели стать, если бы могли в кого-то превратиться? Так вот, 10 процентов ответили, что превратились бы в сестер или матерей.

Если женщина решила развестись с мужем, она просто выставляет его вещи на порог. И мужчина возвращается в дом своей матери. Жилье и все имущество остается за женщиной. Так заведено. Дети принадлежат клану матери по женской линии и при разводе родителей всегда остаются с матерью. Новый муж будет относиться к ним как к своим. У нас нет понятия незаконнорожденного ребенка, как и нет понятия алиментов.

У нас не принято воспитывать детей на запретах. Мы даем им круг свободы, чтобы они лучше узнали жизнь. Мы прививаем детям самостоятельность, уважение к старшим, доброе отношение к людям и ко всем живым существам. Учим их единению с природой.

Мужчины зуни в танце изображают орлов

Девочка, готовая объявить себя взрослой, утром приходит в дом матери своего отца, чтобы целый день перемалывать кукурузные зерна. Таким образом она заявляет, что готова внести вклад в жизнь семьи. Кукуруза — священная еда, основная пища зуни. Мальчик, когда наступает время, попадает под крыло «духовного отца», которого выбирают родители. Под его руководством юноша пройдет церемонию инициации, получит представление о религиозных и гражданских обязанностях.

Зуни-Пуэбло пользуется суверенитетом, мы сами решаем свои дела. У нас здесь свои законы, американским они не противоречат, но часто отличаются от них. У зуни своя полиция и маленькая тюрьма. Особо серьезные случаи рассматриваются в Верховном суде штата Нью-Мексико специалистами по индейскому праву.

У нас есть особая форма общественного контроля. О дурном поведении кого-то из соплеменников могут публично поведать на главной площади «священные клоуны». Они олицетворяют духов, призванных прилюдно высмеивать наши пороки, задавать трудные вопросы жрецам и властям, говорить о чем угодно, нарушая принятые в племени табу. Это бывает весело.

Зуни считается успешным племенем. Но наш успех относительный. Мы бедный народ. Более 60 процентов жителей пуэбло числятся безработными и получают пособия. Небольшой приработок дают людям наши знаменитые ювелирные украшения и керамика.

Как глава правления я ищу деньги на благо пуэбло. Кроме того, приходится выступать в судах и всякого рода комиссиях, добиваясь возврата незаконно отнятых у нас когда-то земель, компенсаций за попранные права. Мы не требуем больше того, на что имеем право. Поэтому часто закон бывает на стороне зуни.

Оглядываясь вокруг, я задаю себе вопрос: что же принес Колумб нам, коренным жителям, — благо или несчастье? Лет сто назад мы бы без колебаний сказали, что из-за Колумба потеряли свой рай. Но сегодня. Не думаю, что зуни хотели бы вернуться в век томагавков, отказавшись от электричества, водопровода, автомобиля, телевизора, Интернета, компьютера — всего того, что мы знаем сейчас.

Что нужно сделать в Зуни-Пуэбло (США, Нью-Мексико)

Съесть свежеиспеченный горячий хлеб «пуэбло» из традиционной семейной пекарни или оладьи из голубой кукурузы.

Выпить любой освежающий напиток. На территории резервации сухой закон. За нарушение предусмотрен штраф.

Жить в простенькой, но приличной семейной гостинице c индейским колоритом The Inn at Halona (категория Bed & Breakfast, от 75 долл. в сутки за человека в номере плюс по 10 долл. за каждого дополнительного жильца).

Перемещаться на арендованном в ближайшем городе Гэллап автомобиле (от 14 долл. в сутки).

Памятка путешественнику
США, Нью-Мексико, Зуни-Пуэбло

Столица штата: Санта-Фе
Площадь: 315 194 км² (5-е место в США)
Население: 2 085 300 чел. (36-е место в США)
Плотность населения: 6,62/ км² (45-е место в США)
Экономика: 3-е место по добыче нефти и газа в США. Развита угольная промышленность (добыча в районе Гэллапа)

РАССТОЯНИЕ от Москвы до Альбукерке (крупнейшего города Нью-Мексико)

9350 км (от 17,5 часа в полете с одной пересадкой), далее на арендованной машине

250 км до Зуни-Пуэбло
ВРЕМЯ отстает от московского на 10 часов
ВИЗА США
ВАЛЮТА доллар

Фото: Getty Images / Fotobank.com, CORBIS / ALL OVER PRESS (x3), Aurora / Diomedia, AGE Fotostock, Alamy / Legion-Media (x2), NASA’S EARTH OBSERVATORY

Оцените статью
С нами не соскучишься!
Добавить комментарий