Мария Магдалина — важная фигура в Библии, особенно в Евангелиях Нового Завета. Ее роль в развитии христианства невозможно переоценить. Она также не перестает быть предметом жарких богословских дебатов. Почему разные конфессии христианства и другие религиозные структуры (и не только) по-разному описывают Марию Магдалину? Что на это скажут профессиональные представители официальной исторической науки?
Мария Магдалина кто она?
В Новом Завете Мария Магдалина описана как одна из самых верных последовательниц Господа Иисуса Христа. Она была первой, кто стал свидетелем Его воскресения. На протяжении веков западная христианская церковь изображала эту женщину как кающуюся грешницу. Последние исследования поставили под сомнение эту интерпретацию. Многие приняли версию недавно обнаруженных гностических Евангелий. Среди них было Евангелие от Марии. Согласно этим рукописям, Мария — заботливая, мудрая жрица, пользующаяся большой благосклонностью Иисуса.
Мария Магдалина согласно Библии
Эта женщина была одной из самых ревностных последовательниц и самых верных учениц Иисуса. Большая часть того, что мы знаем о ней, взята из писаний Нового Завета. Эксперты считают, что Мария Магдалина, при всех ее языческих привычках, была еврейского происхождения. Само имя «Магдалина» происходит от названия города, где она родилась, — Магдала.
В канонических Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна Мария описывается как свидетельница распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Все эти упоминания в Евангелии относятся только к ее физическому присутствию и элементарным действиям во время этих событий. Они не дают ни малейшего представления о ее личности, характере или деталях истории ее жизни. На протяжении веков западное христианство, европейское искусство, литература эпохи Возрождения и современные средства массовой информации изображали Марию по-разному! Она также изображалась как падшая, сломленная женщина, возлюбленная Иисуса и даже его жена!
Альтернативная история Марии Магдалины
Версия Марии Магдалины, ставшая канонической в католицизме, была оспорена в 1518 году французским гуманистом Жаком Лефевром д’Этапль. Он очень сильно возражал против сопоставления двух Марий — сестры Лазаря и безымянной грешницы — в Евангелии от Луки. Д’Этапль утверждал, что эта теория невозможна. Его позиция пользовалась очень слабой поддержкой, но в религиозных кругах было много оппозиции. В 1521 году французские богословы официально осудили взгляды д’Этапля.
В 1969 году Единый римский календарь решил этот вопрос. Он устанавливает разные даты появления Марии из Вифании и неизвестного грешника в Евангелии от Луки.
Современные подходы к фигуре Марии Магдалины
Образ Марии Магдалины пользуется неизменной популярностью во всех областях искусства. Этой женщиной восхищаются не только последователи христианской религии, но и совершенно светские люди.
Мария была предметом многочисленных экранизаций. Почти все они очень популярны. Одним из самых известных является фильм «Последнее искушение Христа», основанный на романе Никоса Казантзакиса и снятый знаменитым Мартином Скорсезе. В рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда» есть важный образ Марии Магдалины. В 2004 году Мел Гибсон снял очень сильный фильм «Страсти Христовы» с великой Моникой Беллуччи в роли Марии. В этом фильме Мария изображена как раскаявшаяся грешница, которая следует за Христом. В 2003 году был опубликован роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Роман стал очень популярным, и по нему был снят одноименный фильм. Фильм изображает Марию Магдалину такой, какой она описана в гностических Евангелиях.