Украсить стену своей гостиной или столовой картиной XVII века имели возможность либо весьма состоятельные ценители живописи, либо обычные голландские бюргеры, правда, жившие около четырехсот лет назад. Тогда и появились первые натюрморты-завтраки, быстро ставшие очень популярными, и если их внимательно рассмотреть, становится ясно, почему.
Картины, вызывающие аппетит: натюрморты из Харлема
Родиной и центром создания таких натюрмортов – они носили также названия «Завтраки», «Десерты» — стал голландский город Харлем. Мастера изображали простые и привычные для голландского быта предметы и продукты: сыр, ветчину, фрукты, рыбу, пиво, сервированные в оловянной посуде.
Одним из назначений натюрморта было радовать глаз его обладателя, украшать собой помещение, а потому «завтраки» становились все более роскошными и декоративными. Впрочем, каждый художник, во всяком случае, из тех, кто чувствовал себя не ремесленником, а творцом, старался вносить в свои произведения некий смысл, наполнять их символами.
Чьи имена и натюрморты сохранила история изобразительного искусства
Одним из первых натюрмортов-завтраков XVII века считается картина харлемского живописца Николаса Гиллиса «Накрытый стол». Предметы на столе предстают перед зрителем под таким ракурсом, как будто на них смотрят чуть сверху. Это позволяет увидеть и разглядеть все, что находится на столе, от пирамиды с сырами до ореховых скорлупок.
Чтобы натюрморт был интересным и живым, а не просто изображением группы разных предметов, от художника требовалось тщательно продумать композицию. Поэтому от голландских «завтраков» остается впечатление некоторой интимности, как будто зритель заглядывает в чей-то дом и чью-то жизнь.
Нарочитой небрежностью отличались натюрморты Рулофа Кутса, еще одного харлемского живописца. Его визитной карточкой стала виноградная лоза с тщательно написанными листьями и нарочитая небрежность, даже беспорядок на столе – смятая скатерть, опрокинутые кубки, свисающие с края стола предметы.
Два мастера голландского натюрморта считаются одними из ведущих художников в этом жанре. Одним из них был Питер Клас, который поначалу также специализировался на натюрмортах вида «суета сует» или vanitas, напоминавших о бренности человеческого бытия. Со временем он полностью посвятил себя «завтракам», изображая на холсте небольшое количество предметов, создавая иллюзию скромной трапезы на одну персону, как будто некто, для кого накрыт стол, только что отошел и вот-вот вернется. Натюрморты Класа замечательны и тем, что демонстрировали объемное изображение, игру света на предметах, блики, серебристый тон.
Другой выдающийся живописец XVII века, Виллем Клас Хеда, тоже обращался к идее бренности бытия на своих натюрмортах – это заметно по изображениям перевернутых и разбитых бокалов, Его картины были выдержаны в сером или коричнево-зеленом тоне, без ярких акцентов, несколько выделялись лишь белая скатерть и желтый лимон или пирог. Работы Хеды стали первыми примерами монохромного натюрморта. Обычный набор предметов на картинах художника – кувшин, блюдо, бокал, окорок, смятая салфетка, опрокинутая ваза, наполовину очищенный лимон – в каждом новом произведении складывался в новую неповторимую композицию. Хеда тщательно, точно передавал форму, цвет, фактуру каждого предмета, и эта достоверность придавала натюрморту некоторую таинственность, загадочность.
Что могло быть зашифровано на натюрмортах «Завтрак»?
Голландцам нравилось воспринимать простые, повседневные вещи полными скрытого смысла, часто философского. О том, что жизнь и удовольствия преходящи, художники любили «упомянуть» в большинстве натюрмортов. Считается, что именно о тщете и бренности говорят, например, разбитые бокалы и ощущение хаоса на столе. А вот окорок, ветчина, вино символизируют плотские, земные удовольствия.
Устрицы несли в себе неоднозначный смысл, чаще всего их изображение имело эротический подтекст – ведь и Венера родилась из раковины, но порой в них видели, наоборот, символ раскрытой души. Рыба напоминала о Христе, нож — о жертве, лимон символизировал предательство.
Во многом благодаря изображению на натюрмортах некоторые продукты становились особенно востребованными, те же устрицы однажды оказались под угрозой полного уничтожения, пришлось запрещать их ловлю в определенные месяцы года.
А в целом натюрморт предоставлял его владельцу возможность самостоятельно трактовать изображенную на холсте композицию, и судя по тому спросу, которыми пользовались «завтраки», голландцам, да и иностранным ценителем этого жанра, такое занятие было по душе.