© Фото: Дмитрий Бабушкин
Онлайн-журналисты узнали о том, как предсказать, что вернется в моду, от Юлии Ивановой, исследователя Национальной академии индустрии моды, члена Союза дизайнеров России, модельера, менеджера модных проектов, доцента кафедры теории дизайна SIMBIP. и кафедры практики, и Татьяна Бакина, культуролог и историк моды, преподаватели Экономического университета.
Текст: Анна Иванова
Почему мода циклична?
Татьяна Бакина: Мода циклична, как цикличны явления культуры. Они идут по кругу: от первых всходов до роста интереса достигают пика, затем следует падение и забывчивость. Этот цикл может повториться через десятилетие или два, когда возникает желание вернуться, ностальгия или интерес к эпохе. Но это не прямая копия. Добавлено что-то новое и актуальное. Если это было давно, подробности вернутся.
Юлия Иванова: Так же, как мир, в котором мы живем, цикличен, циклы и процессы, которые в нем происходят, цикличны. Можно констатировать циклические изменения в концепции «моды», учитывая, что в человеке не произошло никаких фундаментальных изменений с тех пор, как мы узнали о существовании Homo sapiens, мы испытываем точно те же эмоции, которые были характерны для людей столетия назад.
По разным оценкам специалистов цикл феномена моды составляет от 2 до 9 лет или 21-22 года. «Цикличность моды» также можно рассматривать с точки зрения ее распространения или готовности общества ее принять. Однако отметим, что в последние десятилетия период «модного цикла» был искусственно сокращен, что связано с широким использованием высокоскоростных методов передачи данных.
Итак, модный цикл таков:
- создание идеи / рассказа;
- диффузия (адаптация, имитация);
- Отказ (момент, когда существующая идея заменяется новой).
Например, процесс адаптации к «новой идее», на мой взгляд, сейчас происходит намного быстрее, потому что с подиумов моды изображения проникают в повседневную жизнь благодаря мгновенному доступу к информации и адаптации идей массами. -рынок. Примером может служить ZARA, где с экономической точки зрения существует модная стандартизация того, что демонстрируется на подиумах в один и тот же сезон, и каждая идея становится устойчивой.
© Фото: Татьяна Бакина
Как можно предсказать, что вернется в моду?
Юлия Иванова: На мой взгляд, правильнее сказать «посчитать», что будет модно в данный период времени. Предсказать моду в долгосрочной перспективе практически невозможно. Мода — это прямое отражение нашей жизни, а не дизайнерская прихоть. На него напрямую влияют экономические и политические конфликты во всем мире; на самом деле это продукт коллективного бессознательного. Краткосрочные прогнозы основаны на знании истории моды. Самый авторитетный в мире офис прогнозирования моды Trend Union, возглавляемый известной голландкой Ли Эделькорт, основывает свои прогнозы на истории, на оценке взаимодействия явлений, происходящих в мире, принимая во внимание не только экономические и политические показатели, но и а также литература, искусство и потребительская активность. Но и интуиция, как утверждает сама Ли Эделькорт, играет немаловажную роль!
Сегодня, например, мы можем с уверенностью предположить, что гламур и блеск 1920-х годов вернутся в моду во времена экономического бума. Начало войны навевает воспоминания о военной форме, жестких погонах и наличии пыльных цветов во многих коллекциях. Времена экономического кризиса будут гармонировать с правильными силуэтами и естественными цветами, с интересом к рукоделию и секонд-хенду.
Сочетание таких социально-экономических факторов приводит к одновременному возникновению диаметрально противоположных тенденций.
Татьяна Бакина: Предсказать, что будет модно, можно.
Прогнозы нужны для того, чтобы отрасль работала, чтобы потери были меньше. Они меняются со временем, но долгосрочные оправданы лишь частично. Для подготовки прогнозов проводятся опросы общественного мнения о формировании покупательского спроса. Эти исследования принимают во внимание многие факторы, такие как оценки изменений в достатке. Конечно, прогнозирование — важный фактор в дизайне коллекции, но не единственный.
История бренда, стиль работы креативного дизайнера и элемент творчества, использованный при создании коллекции.
Что сейчас снова в моде?
Юлия Иванова: Мы возвращаемся в 90-е. Стиль унисекс, футболка и платье, платформа, спортивная сексуальность, denim total-look — комплект одежды одного цвета, либо нескольких оттенков одного цвета, либо одной марки — прим. Ред. автор), сети и кошельки на поясе — все это из 90-х.Только разнообразнее, нахальнее и громче!
Еще одна явная тенденция — возвращение гранджа в рок-музыку (Nirvana). Для него характерен небрежный вид: рваные джинсы, выцветшие футболки, рваные свитера. Созданный как идея приоритета духовного над материальным и в противовес пафосу, театральности и потребительства 1990-х годов, гранж сегодня переформатирован и стал не менее помпезным и гламурным, чем волшебные платья с красной ковровой дорожки. Примером могут служить коллекции Эди Слиман для Saint Laurent. Или молодой бренд Vetements от Демны Гвасалии, который сейчас так моден.
Татьяна Бакина: Сейчас действительно вернулась мода 90-х. Но не только. Это комплекс намеков. В весенне-летних коллекциях есть отсылки к моде 70-х. Это:
- элементы бохо-шик (bohootbohémiens в переводе с французского «цыган» — прим. автора);
- Новая интерпретация стиля хиппи с его яркостью, оригинальными аксессуарами и воздушными платьями;
- элементы диско (стиль диско в одежде с блестками, блестящие ткани, крупная бижутерия — прим. автора). Этот стиль был открыт несколько десятилетий назад, но все еще меняется и находит свое отражение в новых коллекциях.
90-е сами по себе являются отсылкой к 60-м. Это не «свингующий Лондон» (журнал Time выбрал это как синоним слова «модный»; Лондон тогда был столицей моды — прим. Автора), а «Крутая Британия» (Cool Англия; снова Туманный Альбион стал диктовать моду — прим. Автора). Четные числа. 90 — это перевернутая цифра 60.
Современная мода — это ностальгический гибрид, который работает с прошлым, но не цитирует его буквально.
И почему возвращается мода 90-х?
Татьяна Бакина: Действительно, в прошлом году акцент был сделан на 90-е годы, но присутствуют и другие тенденции. А на вопрос «почему?» На это можно ответить так: мода на 60-е, 70-е и 80-е годы уже была в эксплуатации. 1990-е годы стали трендом совсем недавно. С одной стороны, это связано с тем, что цикл замкнулся — прошло достаточно времени, чтобы разобраться в моде 90-х на качественно новом уровне. С другой стороны, не только мода, но и современная культура и СМИ обращаются к теме 90-х.
Какие, на ваш взгляд, проблемы в индустрии моды?