До недавнего времени средний прирост населения подавляющего большинства стран систематически увеличивался. Антропологи почти всерьез предполагают, что если такое положение вещей сохранится в течение следующих нескольких сотен лет, Землю будут населять трехметровые гиганты. Но на следующий день профессор Джон Комлос из Мюнхенского университета опубликовал сенсационные результаты многолетних масштабных антропометрических исследований жителей США и Западной Европы. В Америке, если верить профессору, закончилась акселерация. Комлос объясняет это ухудшением качества медицинской помощи за рубежом. Однако другие ученые считают, что это явление более глубокое. Может быть, американцы только первые достигли порога естественных человеческих возможностей. Остальной мир достигнет этого в ближайшие 50 лет. Есть еще одна новость, которая не совсем соответствует этой теории. Россияне тоже как-то перестали тянуться вверх.
У ученых нет четкого объяснения феномена ускорения. Валентин Сонькин, заместитель директора Института возрастной физиологии, доктор биологических наук, приводит самые популярные гипотезы. Согласно популяционно-генетическим, ускорение является результатом объединения генофонда разных народов, благодаря которому жизнеспособность нескольких следующих друг за другом поколений быстро увеличивается. «Но до окончательной перетасовки генофонда Земли еще далеко, и рост населения замедлился почти повсюду», — говорит Сонкин. Другая гипотеза заключается в том, что поток информации, бомбардирующий детей с появлением радио и телевидения, искусственного увеличения светового дня и т. Д., Влияет на гипоталамус и гипофиз, которые ответственны за рост. Критики этой гипотезы указывают на то, что дети-акселераторы появляются даже у африканских и полинезийских народов, на которых блага цивилизации в значительной степени не повлияли.
Третья гипотеза о природе ускорения проста. Предположительно, из-за промышленного изобилия люди могли позволить себе есть более калорийные продукты. «В некоторых регионах люди веками ели много мяса, но дети начали расти быстрее только 20-30 лет назад. Примерно в то же время японцы, которые почти не едят мясо, начали расти и все же стали намного крупнее. чем их предки », — сомневается Сонькин.
И все же у теории «роста из хорошей жизни» больше всего приверженцев в научном мире. «Одно время даже было подсчитано, что средний рост людей в каждой стране примерно на 70% определяется уровнем ВВП на душу населения», — говорит Борис Миронов, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Исследователи из Университета Флориды подсчитали, что каждые 2,5 см роста равняются в среднем 700 долларам дополнительной заработной платы.
Такую же позицию занимает Джон Комлос. Проанализировав данные по 250 тыс. люди пришли к выводу, что американцы перестали расти. Средний рост мужчин остановился на уровне 175,8 см (по другим данным — 178 см), а женщин — 162 см (165 см). В девятнадцатом веке американцы были выше европейцев в среднем на 3–9 см, а теперь соотношение изменилось. Жители Дании, Швеции, Норвегии, Великобритании и Германии на 3-7 см выше среднего американца, а рост людей в Западной и Северной Европе продолжает расти.
«Даже если США тратят на здравоохранение 13,7% ВВП, а Великобритания — только 6%, это не улучшает условий жизни американцев», — сказал Комлос. «Качество здравоохранения в США ухудшается, а социальное неравенство увеличивается, что приводит к негативным изменениям в условиях жизни и, в конечном итоге, к остановке экономического роста. Например, 40 миллионов американцев не имеют медицинской страховки, а европейцы полностью защищены».
Синтия Аугген из Национального статистического центра США не согласна с выводами Джона Комлоса. «Стабилизация среднего роста американцев связана с тем, что в США приезжает много иммигрантов из неблагополучных стран с нарушениями роста», — говорит он. Немецкий ученый утверждает, что не учел людей испанского или азиатского происхождения. В поддержку гипотезы, связывающей рост с качеством жизни, Комлос приводит данные об изменениях в длине тела между Восточной и Западной Германией. До объединения двух стран Восточная Германия была на 2 см ниже Западной Германии. Спустя десять лет разница в росте минимальна.
Уникальный анализ изменения роста граждан России за последние три столетия провел профессор Борис Миронов. Он заявил, что политические и экономические реформы оказали наибольшее влияние на рост населения. «До начала реформ Петра Великого средний рост взрослых мужчин составлял 163 см, а после них он уменьшился на 2,5 см», — говорит он. — Потом человек немного подрос, но во времена Екатерины Великой он снова стал на 4,5 см ниже ». Так было во время Великих реформ 1860-70-х годов и всех великих войн.
И сегодня россияне почему-то в последнее время не стали выше. По крайней мере, в европейской части страны. Итак, по словам Миронова, средний рост современных петербуржцев стабилизировался на уровне 178 см, а петербуржанок — 166 см. По словам Елены Годиной, главного научного сотрудника Института и музея антропологии МГУ, московские школьники тоже перестали расти. Средний рост 17-летних выпускников сегодня составляет 175,9 см, а средний рост девочек — 164,4 см. Точно так же было 15 лет назад.
Параллельно с москвичами Година занималась саратовскими детьми. При этом она пришла к выводу, что в советское время последние отставали от москвичей в физическом развитии из-за худших условий жизни и питания. Следовательно, это также согласуется с выводами Джона Комлоса о том, что средний прирост населения отражает процессы, происходящие в обществе. «Если в стране будут лучшие условия жизни из богатых семей, лучшая профилактическая медицина, то и у населения будет большая длина тела», — говорит он. «Если мы создадим условия для жизни в Санкт-Петербурге, как в Швеции или Норвегии, то рост наших мужчин будет постепенно увеличиваться до 185–186 см, а женщин — до 173–174 см», — повторяет его автор Борис Миронов. Кстати, Година и ее коллеги обнаружили еще одну интересную закономерность. Чем выше социальный класс, к которому принадлежит московский подросток, тем он выше и худее. Избыточный вес и невысокий рост — отличительные черты низших социальных слоев столицы.
Однако доктор биологических наук, заместитель директора НИИ и музея антропологии МГУ Арсен Пурунян считает, что проблема не в социальных или экономических факторах, а в биологии человека. По его мнению, в некоторых регионах — США, странах Западной Европы — люди достигли своего генетического предела. Слишком большой рост нецелесообразен с медицинской точки зрения и неизбежно приведет к проблемам со спиной. С точки зрения Пурунджана, оптимальный средний рост человека должен составлять около 182 см. Комлос называет чуть более высокие значения — 183–185 см. Средний рост датчан уже 183 см. Остальные европейцы, если сохранят нынешний темп роста (около 1 см за 10 лет), достигнут теоретического максимума не более чем через полвека.