До недавнего времени Китай являлся крупнейшим кредитором Соединённых Штатов. Лишь в июне 2019 года он уступил первое место Японии, которая, по данным на февраль 2020-го, владела ценными бумагами казначейства США на 1,26 триллиона долларов. Пока Токио увеличивал свои вложения в американский госдолг, Пекин, наоборот, планомерно их сокращал – за прошлый год они уменьшились более чем на 50 миллиардов долларов.
Впрочем, как пишет South China Morning Post, в ближайшие месяцы китайские власти могут начать активнее избавляться от трежерис. По мнению аналитиков, к этому Пекин подталкивают идущие в Вашингтоне разговоры об отказе от выплат по долгу, что рассматривается Белым домом как наказание за пандемию коронавируса. Таким образом, КНР не просто сможет обезопасить свои активы, но и дать Соединённым Штатам чёткий сигнал о намерениях, сказала газете главный экономист китайского отделения ING Bank, Айрис Панг.
Газета отмечает, что даже сокращение Китаем доли в госдолге или как минимум отказ от покупки новых ценных бумаг создаст проблемы для США. Сегодня Америка пытается решить экономические проблемы, вызванные COVID-19, наращивая выпуск облигаций. Однако возможные действия Пекина приведут к росту процентных ставок по трежерис, сделав заимствования более дорогостоящими для американского правительства.
Если же Поднебесная решит не просто уменьшить свои вложения, а устроит распродажу казначейских облигаций, то это и вовсе грозит американскому доллару обрушением. «Но это также может привести к глобальной финансовой катастрофе, которая нанесёт ущерб и Китаю», — подчёркивает газета.
Тревожные ожидания
По данным Международного валютного фонда на четвёртый квартал 2019 года, порядка 57 процентов резервов всех стран мира хранилось в американской валюте – всего 6,75 триллиона долларов. У Китая, на долю которого приходится около трети мировых резервов, в середине 2019-го в долларах было припасено почти 59 процентов валютных резервов. И хотя Пекин подстраховался, нарастив вложения в альтернативные валюты и золото, даже для него ослабление доллара только на один процент грозит миллиардными потерями. Остальным государствам, которые меньше застрахованы от валютных рисков, распродажа американских ценных бумаг грозит ещё более сильным обесцениванием накопленной «подушки безопасности».
Более того, в международных расчётах, по данным SWIFT на 2018 год, доля доллара составляет 42 процента. Почти 90 процентов от ежедневного объёма торговли на валютных рынках, который достигает пяти триллионов долларов, связано с валютой США. Её обесценивание приведёт к разрушению устоявшихся финансовых связей.
«При гипотетическом сценарии резкого обесценения доллара мы увидим большой мировой кризис», — уверен профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов.
Как отмечает обозреватель VC, Евгений Халепа, удешевление американской валюты неизбежно приведёт к росту инфляции в Соединённых Штатах. Чтобы избежать дефолта, Вашингтон будет вынужден увеличить выпуск денег в обращение, приняв при этом стабилизирующие меры. «Вопрос, какую программу стабилизации инфляции выберет Федеральная резервная система и Минфин США, но с инфляцией надо будет бороться. Если придётся повышать ставки, то это чревато новым падением финансовых рынков», — констатировал он.
Современную долларизированную экономику также будет ожидать падение покупательной способности и замедление внутреннего спроса. Удешевление американской валюты негативно отразится на экспортном потенциале многих стран, поскольку их национальная продукция станет дороже, а значит, менее привлекательной. При этом повысится стоимость ресурсов, которые оцениваются в «условных единицах» — долларах, таких как нефть.
«Если доллар будет падать, то при прочих равных условиях цены на нефть должны расти. Вопрос в том, будут ли эти условия», — пояснил в интервью изданию «Нефть и капитал» экономист Саид Гафуров.
Некоторым странам, например России, рост в цене энергоресурсов окажет дополнительную поддержку. Однако для мира в целом это будет скорее негативным сигналом – чем дороже нефть, тем дороже производства и тем сложнее выход из рецессии.
Не рой другому яму
Впрочем, далеко не все специалисты склонны драматизировать ситуацию.
«Подобные страшилки, как у SCMP, звучат постоянно, — сказал «Рамблеру» профессор факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. — Но нет дыма без огня: Китай действительно располагает мощным потенциальным рычагом воздействия на Америку, и эксперты это учитывают. В то же время Китай осознает все негативные, в том числе для себя, последствия столь радикального шага, как отказ от облигаций ФРС США».
Политолог-востоковед Юрий Тавровский, в свою очередь, приводит точку зрения китайской же газеты Global Times, которая пишет, что «что американский долг нельзя трогать ни в коем случае, поскольку он огромный, и рынок все равно не удастся обрушить».
«Кроме того, в нынешних макроэкономических обстоятельствах Пекин не сможет нигде разместить столь крупную сумму», — сказал эксперт «Московскому комсомольцу».
Более того, Китай, ускорив сокращение вложений в госдолг Соединённых Штатов, может сыграть на руку администрации президента Дональда Трампа, считает эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский. По его словам, сегодня доллар сильно переоценён: инвесторы на протяжении многих лет переходили в него, боясь рисков других национальных валют, но американская экономика при этом лучше не становилась.
«Национальная валюта США находится на абсолютных максимумах, на 23–25 процентов выше своих средних значений за последние 20 лет. В этой ситуации американским производителям сложно конкурировать и экспортировать продукцию», — отметил он в комментарии «НиК».
Ослабление доллара – как раз одна из целей политики 45-го американского президента. За счёт этого он планирует добиться увеличения рабочих мест и возврата производств в Америку, чтобы «снова сделать её великой». Будет крайне занятно, если в этом Трампу поможет именно Китай, который сам из-за падения американской валюты окажется в минусе.