Общеизвестно высказывание бывшего наркома торговли Анастаса Микояна: «Когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты – какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили. около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах!»
В доносе на маршала Жукова председателю КГБ Владимиру Семичастному в 1963 году маршалу приписывалось высказывание, что американцы сильно помогли нам в войне теми же автомашинами, а также взрывчаткой и листовой сталью для танков. Истинность содержания такого заявления подтверждается фактическими данными по поставкам.
К указанным товарам следует добавить также цветные металлы, а также железнодорожные рельсы и подвижной состав. Размеры их поставок в СССР в годы войны равнялись или превышали размеры их производства в самом СССР.
Следует отметить, правда, что большая часть поставок по ленд-лизу была осуществлена в 1943-1945 гг. и не сыграла большой роли в самый тяжёлый для нашей страны период 1941-1942 гг.
Всё вышесказанное касается так называемых «стратегических материалов». Какова же была помощь союзников готовым вооружением? Так ли уж она была незначительна? Поставки самолётов составили 12% от количества, произведённого в СССР, танков и другой бронетехники – 16%.
В нашей литературе принято утверждать, что большинство моделей танков, самолётов и других видов вооружения, направлявшегося западными союзниками в СССР, были устаревшими. Рассмотрим, однако, отдельные образцы вооружения, которые превосходили советские аналоги или не уступали таковым.
Истребитель Bell P-39 «Аэрокобра»
На этом самолёте советский ас Александр Покрышкин одержал 48 из своих 57 воздушных побед. Успешно воевали на этом самолёте и многие другие прославленные советские лётчики: Павел Кутахов, Николай Гулаев, Григорий Речкалов и др.
У советских лётчиков «Аэрокобра» завоевала популярность благодаря двум качествам: высокой маневренности и исключительно мощному вооружению. С 37-мм и 20-мм пушками и шестью пулемётами «Аэрокобра» легко могла помериться силами с лучшими немецкими истребителями Ме-109 и FW-190. Истребители советского производства со сравнимой мощностью бортового залпа появились только к концу войны.
Лётчики союзников не любили «Аэрокобру», потому что при боях на больших высотах она уступала немецким и японским истребителям. Но на советско-германском фронте лётчики, прикрывая сухопутные войска от бомбардировщиков, завязывали бои на низких высотах, где маневренные качества «Аэрокобры» проявлялись в наилучшей мере.
Союзники были довольны, когда из СССР им стали поступать усиленные запросы на «Аэрокобру», которую те уже готовы были списать. В 1941-1945 гг. в СССР из США и Великобритании было поставлено почти 5 000 боевых машин этой марки.
Бомбардировщик А-20 «Бостон»
Прицельное бомбометание с советских бомбардировщиков всю войну оставляло желать лучшего. Появление в составе советских ВВС американских бомбардировщиков семейства «Дуглас» А-20 существенно повысило эффективность действий советской фронтовой бомбардировочной авиации. В СССР начиная с 1943 года было поставлено 665 А-20В, 56 А-20С, использовавшихся как торпедоносцы, и 2 355 А-20G. По обозначению последних самолёты этого класса получили у советских лётчиков негласное наименование «Жучок».
А-20 получился самым многоцелевым самолётом в составе советских ВВС. Он использовался как пикирующий бомбардировщик, ночной бомбардировщик, торпедоносец, минный заградитель и иногда даже как тяжёлый истребитель. Примечательно, что на советско-германском фронте он не применялся по своему прямому назначению – как штурмовик (истребитель танков). В этом качестве он уступал советским Ил-2, имевшим лучшую броневую защиту.
А-20 воевали начиная с воздушного сражения на Кубани в апреле 1943 года до битвы за Берлин в апреле 1945 года. Больше 2 000 самолётов этого типа было потеряно. Оставшиеся после войны прослужили в составе советских ВВС до 1953 года.
Танк «Шерман»
Большинство английских и американских танков, поставленных в СССР, уступали советским аналогам по боевым характеристикам. Исключение составлял американский средний танк «Шерман», поставлявшийся с конца 1942 года. Он был в конце войны основным боевым танком сухопутных сил США. Советские бойцы также оценили его достоинства.
По своим боевым характеристикам «Шерман» был сравним с советским Т-34. При этом он обладал преимуществами в плане удобства размещения экипажа, меньшей шумностью двигателя, надёжностью приборов (их было значительно больше, чем в советских танках) и средств связи. В общем, машина для человека, тогда как к советской машине человек был расходным приложением. Попасть служить на «Шерман» (наши неофициально называли его «Эммой» от обозначения М4) в конце войны стало считаться удачей среди советских танкистов.
Всего в СССР было доставлено почти 4 000 «Шерманов», из них большая часть – с лета 1944 года. Некоторые советские танковые соединения, ради удобства эксплуатации, были полностью переоснащены «Шерманами», как, например, 1-й гвардейский механизированный корпус, бравший Вену, или 9-й гвардейский механизированный корпус, участвовавший в освобождении Праги, а затем в боевых действиях против японской армии в Маньчжурии.
40-мм зенитная пушка М1
В условиях, когда немецкая авиация с первых дней завоевала абсолютное господство в воздухе, советские войска испытывали недостаток средств для скорострельного зенитного огня по низколетящим воздушным целям. Этот дефицит была призвана покрыть пушка, выпускавшаяся в США и Канаде по лицензии шведской фирмы «Бофорс».
В годы войны в СССР было поставлено 5 500 пушек М1, что составило почти 25% к выпуску аналогичных (37-мм) советских зенитных пушек в этот период. Правда, к тому времени, когда поставки М1 развернулись в достаточной мере (1943 год), проблема господства немецкой авиации в воздухе уже перестала быть такой острой, как в первые месяцы войны.