Как распознать грехи и добродетели на картинах мастера аллегории Брейгеля Старшего

kak raspoznat grehi i dobrodeteli na kartinah mastera allegorii brejgelya starshego Общество

Мир знает Питера Брейгель Старшего как превосходного живописца, работы которого даже по прошествии пяти веков не потеряли своей значимости и актуальности. Они и познавательны в плане истории, и талантливы в плане живописи. Однако, в 16 веке гениальный художник был известен вовсе не своими картинами, а графическими работами. Свою творческую карьеру он начинал как рисовальщик, создающий эскизы к будущим гравюрам. И сегодня в нашей виртуальной галерее представлены два знаменитых графических цикла — «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей», где Брейгель впервые проявился как великолепный мастер аллегории.

Несколько слов о художнике

О точной дате рождения Питера Брейгеля, к сожалению, нет никакой конкретики, поэтому принято считать, что родился он около 1525 года в деревушке Брёгел, близ Бреды в нидерландской провинции Лимбург. Детство и юность Брейгеля также покрыты мраком неизвестности.

Достоверно известно лишь то, что начальное образование будущий художник получил в деревенской «приготовительной» школе.

Еще в юные годы в средине 1540-х судьба привела Брейгеля в Антверпен, где он поступил в мастерскую известного художника Питера Кука Ван Альста, придворного живописца Карла V. Талантливый юноша с большим усердием осваивал азы изобразительного мастерства и проявил себя как прилежный ученик, а позже и как начинающий мастер. После смерти учителя в 1551 году Брейгель был принят в члены профессионального объединения художников — Гильдии св. Луки в Антверпене. И тогда же поступил на работу к Иерониму Коку (1510-1570) — опытному талантливому графику-граверу и удачливому предпринимателю, который держал мастерскую, печатавшую и продававшую гравюры.

«Мир Брейгеля в черно-белом цвете»

В середине 16 столетия Нидерланды стали европейским центром производства и продажи печатных изданий. Брейгель и его издатель Иероним Кок сыграли в этом весьма значительную роль. Мастер граверных дел Иероним Кок принимал на работу талантливых художников и граверов, которые и создавали рисунки к печатным изданиям. В этом списке и оказался Питер Брейгель, который свою карьеру начинал как рисовальщик. Вскоре Кок, увидев в своем работнике скрытый потенциал, отправил молодого художника в творческую поездку по Франции и Италии, чтобы тот сделал серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для эскизов к гравюрам. К слову, до наших дней сохранилось около 120 рисунков Брейгеля, сделанных в этом путешествии.

Стоит отметить, что свои гравюры Брейгель делал не сам. Он придумывал сюжеты и рисовал лишь эскизы, по которым их изготавливали другие мастера. Поэтому судить насколько художественные образы соответствуют оригиналу довольно сложно так, как подготовительные рисунки в большинстве случаев не сохранились, и другой возможности ознакомиться с замыслами художника просто не представляется возможным.

На некоторых рисунках мастера мы можем увидеть фрагменты сюжетов, повторяющих известные полотна или даже цитирование работ других мастеров, а некоторые — совершенно особые авторские уникальные произведения.

Иероним Кок впоследствии собрал около 135 рисунков Брейгеля, которые были переведены в гравюры разными мастерами. Эстампы, сделанные из серии рисунков Брейгеля «Двенадцать больших пейзажей», «Маленькие пейзажи Брабанта и Кампена», а также «Осел в школе», «Большая рыба поедает маленькую», «Художник и знаток» имели огромный успех у покупателей. Однако среди самых значимых графических работ Брейгеля — являются серии «Семь смертных грехов» (1556 — 1558) и «Семь добродетелей» (1559-1560). И, что любопытно, все рисунки этих циклов сохранились до наших дней и находятся в различных собраниях Западной Европы.

Именно в мастерской Кока молодой художник увидел эстампы с картин Иеронима Босха, которые поразили его до глубины души. И он, воодушевившись увиденным, создал собственные вариации на темы картин великого живописца. Но отличительной чертой работ Брейгеля от сюжетов Босха является то, что художник показал ад как некий «город грехов», где каждому из них соответствует определенный «квартал» со своим ландшафтом, архитектурой, своим абсурдным, но подробным «бытом». Под каждой гравюрой есть надпись на латыни с названием того или иного греха.

«Семь смертных грехов»

«Семь смертных грехов» — самые известные графические работы мастера, ярко иллюстрирующие пороки человечества, вошедшие в цикл, состоящий из восьми рисунков : «Гнев», «Лень», «Тщеславие (Гордость)», «Сребролюбие», «Чревоугодие», «Зависть», «Похоть» и завершающей композиции — «Страшный суд». Эти рисунки густо «населены» персонажами — почти безликими представителями разных сословий, занятыми каждый своим делом, согласно задуманного сюжета.

«Сребролюбие». Скупость.(Avaritia)

Сребролюбие в католичестве — один из семи смертных грехов, который подталкивает людей к приумножению денег, скупости и зависти. На гравюре в полной мере можно увидеть алчность и корыстолюбие, стяжательство и жадность ее персонажей.

Лень художник аллегорично показал через изображения улиток и медленно ползающих животных, спящих лодырей и игроков в кости, убивающих в таверне время (даже часы остановились и уснули). В центре композиции и вовсе спящая женская фигура, символизирующая Лень. Подушку ей поддерживает сам черт, что является символом нидерландской пословицы: «Лень — подушка черта». Лишь монах безрезультатно призывает всех очнуться от спячки.

«Зависть» (Invidia)

Зависть довольно трудно передать в изображении. Однако Брейгель использовал довольно стойкий символ зависти в нидерландской иконографии: две собаки, грызущиеся за одну кость.

Что любопытно, уже в этих ранних работах Брейгель начал пользоваться своим любимым приемом — изображать народные фламандские пословицы в качестве аллегорий.

«Чревоугодие». (Gula)

Чтобы максимально подчеркнуть суть этого рисунка, художник изобразил волынку — символ греховного «веселья бедняков». Она висит на дереве, как будто тоже — объелась.

Те, кто пылал злобой и ненавистью, в прямом смысле — горят.

«Тщеславие» (Гордыня)- Superbia

Зеркало — традиционный символ гордыни, иногда даже выступающий в качестве орудия Сатаны. Поэтому зеркала иногда обрамлялись рамами с изображением страстей Господних, чтобы уменьшить вред от любования собой и уберечься от соблазнов дьявола. Но, похоже, персонажи этой работы Брейгеля озабочены лишь только собой.

«Сладострастие». (Luxuria)

Здесь явно присутствуют вариации на тему знаменитого триптиха Босха «Сад мирских наслаждений»: огромные фрукты,»пузыри похоти».

Оцените статью
С нами не соскучишься!
Добавить комментарий