Особенности национального брака: несколько фактов о свадебных обычаях на Руси

osobennosti nacionalnogo braka neskolko faktov o svadebnyh obychayah na rusi 1 Общество

Свадебные традиции на Руси всегда отличались оригинальностью. Причудливое переплетение языческих обрядов и христианских обычаев в русских деревнях, позволило появиться множеству интересных явлений, о которых большинство современных людей никогда не слышали.

Мы привыкли к главенствующей роли мужчины в браке и уверены, что так было всегда. Жених засылал сватов или сам приходил к родителям невесты свататься, прихватив в собой друзей и подарки. В таком случае, после свадьбы, молодая жена отправлялась в дом к своему супругу. Как говорится: «Ваш товар — наш купец».

Но еще 100 лет назад все было гораздо демократичнее. Если жених был небогат, но брак должен был состояться, все могло произойти с точностью до наоборот. Сватов засылали родители невесты, а парень, если вопрос решался положительно, с приданым отправлялся в дом жены. В этом случае мужа называли несколько пренебрежительно — «примаком» и в доме супруги он был несколько ограничен в правах.

В древности на Руси относились к браку серьезно, а к жениху и невесте — с уважением. До принятия христианства, у большинства славянских народов обоюдное желание парня и девушки соединить себя узами брака являлось основным поводом для свадьбы.

Несмотря на то, что со стороны этот обычай напоминал знаменитую кражу невесты у народов Кавказа, он был веселой и безобидной проделкой жениха и его друзей, которая совершалась только с согласия девушки. Упоминание об этой традиции встречается в «Повести временных лет». В своем труде монах Нестор писал, что невесту обычно похищали в период с середины весны, до середины лета, а точнее, начиная с праздника Лады, богини любви, и заканчивая Иваном Купалой.

Происходило все как будто случайно и для всех неожиданно. Девушка отправлялась в уединенное место, например к реке или в лес, где на нее «нападал» будущий супруг с лихими товарищами. Родители девушки знали о похищении и игра в умыкание становилось поводом для подготовке к свадьбе. Кстати, само понятие «играть свадьбу» связано именно с этим театрализованным похищением.

С приходом христианства умыкание начало постепенно терять свое значение и на большей части Руси полностью исчезло. Но есть информация, что кое-где невест продолжали красть до XV столетия. Церковь порицала эту языческую традицию и на всех участников действа накладывалась строгая епитимья.

С момента крещения Руси в 988 году, на смену языческим обрядам пришли христианские. Большую роль в устройстве брака начали играть родители жениха и невесты, а умыкание заменили сговором и помолвкой. Иногда договаривались родители жениха и невесты, абсолютно не интересуясь их мнением. К свадьбе относились как к сделке, в которой выгоду получали именно родственники.

После сговора жениху с невестой нельзя было видеться наедине, вести разговоры о предстоящей свадьбе и даже сообщать об этом событии кому-либо без ведома родных. Все вопросы решали родители, при этом согласно церковным и светским законам официально считалось, что брак — это исключительно добровольный союз.

Иногда брак по расчету приводил к трагедии — самоубийству жениха или невесты. В таких случаях церковь наказывала родителей епитимьей, а светская власть — денежным штрафом. Впервые этот порядок был утвержден Ярославом Мудрым в его своде законов «Русская Правда», который указывал привлекать к ответственности родных, если ребенок «что сотворит над собою».

Запрещено законом Ярослава было и отдавать девушек замуж без их желания, а также наоборот — препятствовать ее свободному волеизъявлению при выборе жениха. Но несмотря на штрафы, эти правила повсеместно нарушались и церковь, живущая от пожертвований прихожан, также была лояльна к нарушителям, а иногда и принимала их сторону. Уже к XIV столетию сговор родителей стал на Руси повсеместной свадебной традицией.

Молодежь не всегда безропотно принимала решение родственников. Случалось, что юноши и девушки убегали из отчего дома, чтобы самостоятельно вершить свою судьбу. В таком случае практиковалось быстрое венчание с любимым человеком у незнакомого священника и возвращение домой с повинной, чтобы получить от родителей благословение задним числом.

Такой брак назывался «самокруткой» и осуждался в обществе. Но многое зависело в решении проблемы от родителей. Они могли как простить молодоженов и согласившись с их решением, так и прогнать их прочь. В первом случае все оставались довольны и общество принимало супругов, во втором — им приходилось уходить из родных мест и начинать новую жизнь на чужбине. Бывало и так, что родители парня прощали его поступок, а отец и мать девушки оставались непреклонны. Доходило до того, что от дочери, опозорившей своим самоуправством семью, отказывались и более о ней не вспоминали.

Оцените статью
С нами не соскучишься!
Добавить комментарий