Как снимали «Кавказскую пленницу»

kak snimali kavkazskuju plennicu Разное

Более полвека назад Алушта на три месяца стала базовым лагерем для съемочной группы «Пленницы» — с 1 июня по 31 августа 1966 года. Любимцев публики — Юрия Никулина, Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Александра Демьяненко — можно было увидеть на прогулке по набережной или за столиком в ресторане. Для жителей города «Кавказская пленница» в буквальном смысле народное кино. Дотошными краеведами подсчитано, что в массовках и эпизодах промелькнуло почти полтысячи лиц и спин местных жителей.

В общении с алуштинцами удалось узнать, что простому шоферу Ивану Иванченко (его уже нет с нами) пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова.

А вечерами вся троица — Трус, Балбес и Бывалый — ходила смотреть футбол домой к заведующей гостиницы «Таврида».

Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус (Георгий Вицин) пересчитывает не своими руками!

В этой пачке денег был и рубль, который за вход на танцы заплатил житель Алушты Геннадий Муханов.

Запечатлен на киноленте и легендарный для Алушты человек — Николай Орестович Попов. В эпизоде с домино он подает успокоительные таблетки старичку в очках (кстати, это один из авторов сценария фильма — Морис Слободской), который очень боится проиграть свою партию Балбесу.

Именно в Крыму появилась еще одна знаковая советская деталь — фигурка оленя на капоте.

На съемках их в распоряжении Александра Демьяненко было два осла. Причем разной масти и разного пола. Тот, что потемнее и с белыми «очками», задействован во всех сценах, связанных с передвижением на тропах и по шоссе, а та, что светлее — серая с белой мордой, снималась во всех статичных эпизодах. Это ослица по прозвищу Люся, которая долгие годы жила в Симферопольском зооуголке.

Алушта стала и основной площадкой под открытым небом. Дом бракосочетания, где нетрезвый Шурик пытаясь записать здравицу — «Не рассчитал свои силы… И мы имеем дело с несчастным случаем на производстве», на самом деле — здание городской станции переливания крови. А настоящий Алуштинский ЗАГС в фильме — это милиция, куда спешит Шурик сообщить о похищении Нины. Эпизод с администратором гостиницы (Михаил Глузский) — «Птичку жалко!» — снимали на турбазе «Юность». Тот корпус с фасадной мозаикой на тему из жизни советской молодежи можно увидеть и сегодня. Знакомство и застолье с кунаками — «Кергуду! Бамбарбия!» — происходило в зале ресторана «Солнечный». Сейчас это ночной клуб Underworld. Сцену, где Бывалый преподавал курортникам уроки твиста, нашли на территории турбазы «Чайка».[adsp-pro-16]Также съемки проходили в окрестностях сел Лучистое и Куйбышево. В десятках фрагментов на фоне виднеются горы — очертания Демерджи и Чатыр-Дага. Лагерь альпинистов, откуда похищают Нину, был разбит в районе Никиты. Кстати, в мешке кунаки-разбойники несут уже не Варлей, а мужика из съемочной группы.

Погоню снимали на старом шоссе Алушта — Судак, когда там еще на поворотах стояли обзорные зеркала для водителей. А вот уснувший за рулем машины Бывалый (а вернее, его дублер, Моргунова после одного скандала Гайдай отстранил от съемок) едет по сосняку в районе Никиты. А заканчивается все на Ай-Петри. Там машина застывает на краю пропасти, и Шурик успевает достать из нее связанную Нину. Весь транспорт в кадре тоже с крымскими номерами — скорая, увозившая пьяного Шурика (84−95 КРП), и рефрижератор, где замерзала троица (36−87 КР). Отметился в кадре и Симферополь. Съемки улицы у «психбольницы» проходили там вдоль забора консервного завода им. 1 Мая.

Так что вопреки авторскому замыслу комедии, ее по месту съемок можно было бы назвать «Крымской пленницей». Фильм Леонида Гайдая практически весь снят в Крыму. Кавказа там совсем чуть-чуть — съемочная группа выезжала на три дня в окрестности Сочи, где на реке Мзымта снимали сплав Шурика в спальном мешке в бурных водах.

За первый год проката в кинотеатрах СССР «Кавказскую пленницу» посмотрели 76,5 млн зрителей! Практически каждый третий житель Советского Союза. Это четвертый результат в истории отечественного кино — после фильмов «Пираты ХХ века» (1980) — 87,6 млн, «Москва слезам не верит» (1980) и еще одной комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» (1969) — 76,7 млн.

Оцените статью
С нами не соскучишься!
Добавить комментарий