О легендах германского флота

deutsche Разное

Море умеет хранить свои секреты. Тысячи, если не десятки тысяч, кораблей и лодок «спрятались» на его морском дне за тысячелетия. Некоторые из них были унесены штормами и тайфунами, другие погибли в сражениях, а третьи были потоплены самим человечеством, либо из-за навигационных ошибок, либо просто по глупости. Здесь есть обычные рабочие суда — торговые, пассажирские, рыболовецкие — и суда славы, знаменитые и легендарные. Есть истории, которые можно перечитывать снова и снова. Или повторять их снова и снова. Точно так же, как в этих историях есть корабли, и их обнаружение на дне океана — известное событие.

Enkel
Enkel

Великая охота» началась, когда в сентябре 1985 года американский исследователь и океанограф Роберт Дуэйн Баллард нашел легендарный лайнер «Титаник», который был потерян во время первого плавания в 1912 году.
Следующей целью Балларда стал не менее легендарный линкор «Бисмарк», отбившийся от британской эскадры в мае 1941 года. Он был обнаружен в 1989 году в 600 милях к западу от Бреста, Франция.
Девять лет спустя был найден корабль USS Yorktown, который был потерян в битве за Мидуэй в июне 1942 года.
Вилками занялся другой американский океанограф, Дэвид Луис Мирнс, который в июле 2001 года обнаружил легендарный крейсер британского флота «Худ», потопленный «Бисмарком» в мае 1941 года.
Затем соучредитель Microsoft Пол Аллен и его команда на исследовательском судне Petrel приступили к работе, и за прошедшие годы они обнаружили множество американских и японских кораблей времен Второй мировой войны. Японские имперские военные корабли Musashi, Fuso, Hiei и Yamashiro, американские авианосцы Lexington (Lady Lex), Hornet и Wasp и японские авианосцы Akagi и Kaga — вот лишь некоторые из кораблей, обнаруженных исследовательским судном Petrel.
Но здесь речь идет не об этом. «Фолклендский фонд морского наследия» был основан в 2014 году, в столетнюю годовщину битвы за Фолкленды, чтобы найти корабли, погибшие в том сражении 8 декабря 1914 года. Пять лет поисков наконец принесли свои плоды — чуть больше месяца назад, 5 декабря 2019 года, был найден флагман немецкой Восточно-Азиатской эскадры, линкор SMS Sharnhorst — не такой знаменитый, как «Бисмарк», но такой же легендарный.

Bismark
Bismark

Команда морских археологов под руководством Менсанда Баунда обнаружила крейсер на глубине 1 610 метров, в 98 милях к юго-востоку от Порт-Стэнли, столицы Фолклендских островов. Брат-близнец «Шарнхорста», не менее легендарный SMS Gneisenau, может быть вскоре найден, прибыв к «последнему берегу» в тот же день, что и его брат.
Кто такие Шарнхорст и Гнейзенау и чем они знамениты? Давайте сначала определим, что такое «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (без кавычек) и чем они знамениты!
Герхард фон Шарнхорст — прусский генерал и военный реформатор во время Наполеоновских войн, начальник Генерального штаба и военный министр. И его товарищ Август фон Гнейзенау, фельдмаршал и реформатор, сменивший его на посту начальника Генерального штаба. Два единомышленника, столпы немецкой военной науки, наравне с Клаузевицем, Шлиффеном и Мольтке. Союзники, такие как Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Как выразился Маяковский? «Когда мы говорим Ленин, мы имеем в виду партию; когда мы говорим партия, мы имеем в виду Ленина». Это относится к ним. Есть памятники им. Их именами названы улицы в двух десятках городов. Одним словом, это люди, которых все немцы считают патриотами, совестью и честью нации.
Когда воссоединенная Германия начала строить свой океанский флот, Флот открытого моря, отсутствие знаменитых адмиралов, которыми не могло похвастаться кайзеровское судоходство, привело к тому, что корабли стали называть в честь известных военачальников, которых в истории Германии было немало. Поэтому, когда создавалась следующая пара броненосных крейсеров (точнее, Große Kreuzer) в «новогодней серии». (декабрь 1904 — январь 1905), их называли «неразличимой парой» — «Коровьев» и «Бегемот», «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Bismark1
Bismark1

Команда морских археологов под руководством Менсандо Баундо обнаружила крейсер на глубине 1 610 метров, в 98 милях к юго-востоку от столицы Фолклендских островов Порт-Стэнли. Брат-близнец «Шарнхорста», не менее легендарный SMS Gneisenau, вскоре будет найден, прибыв в тот же день, что и его брат, на «последний берег». Кто такие Шарнхорст и Гнейзенау и чем они знамениты?
Давайте сначала определим, что такое Шарнхорст и Гнейзенау (без инвертированных запятых) и чем они знамениты!
Герхард фон Шарнхорст — прусский генерал и военный реформатор во время наполеоновских войн, начальник Генерального штаба и военный министр. И его товарищ Август фон Гнейзенау, фельдмаршал и реформатор, ставший после него начальником Генерального штаба. Два единомышленника, столпы немецкой военной науки, наравне с Клаузевицем, Шлиффеном и Мольтке. Такие союзники, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Как говорил Маяковский? «Когда мы говорим Ленин, мы имеем в виду партию; когда мы говорим партия, мы имеем в виду Ленина».

Bismark2
Bismark2

Эти крейсера стали ядром немецкой Восточноазиатской эскадры, базировавшейся в Циндао, столице немецкой колонии Цяо в Китае. Во время Первой мировой войны эскадра была пришвартована у острова Понапе во время рейда на немецкие колонии в Тихом океане. Командующий эскадрой контр-адмирал Максимилиан фон Шпее, зная, что попытка вернуться в Циндао может повторить печальную судьбу русской Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре десятилетием ранее, решил не возвращаться на базу, а по возможности активизировать коммуникационные операции противника, чтобы заставить союзников рассредоточить свои силы как можно дальше.
Маршрут на север сразу же стал невозможен, так как большой японский флот, участвующий в войне на стороне Антанты, жестко контролировал прилегающие воды. Западный и южный маршруты также не выглядели многообещающими — густую сеть угольных станций британского королевского флота охраняли крупные силы противника, включая линкор Ostrelia, но без особого успеха. В конце концов, отряд легкого крейсера «Эмден» охотился за британской торговлей в водах Юго-Восточной Азии и отправил другой легкий крейсер «Нюрнберг» в Гонолулу — известие об этом привело к тому, что эскадра из двух броненосных крейсеров и легкого крейсера «Лейпциг» двинулась на восток у берегов Чили. Несмотря на свой нейтралитет, чилийское правительство было лояльно ко Второму рейху и смогло закупить уголь и провести ремонтные работы. После обстрела Папеэте (Французский Таити) эскадра достигла острова Пасхи, где к ней присоединились легкий крейсер «Дрезден» из Атлантики и легкий крейсер «Нюрнберг», возвращавшийся с Гавайских островов, чтобы избежать контакта с флотом противника.

Bismark3
Bismark3

А как насчет флота Антанты? Японцы и британцы были заняты сборами, оккупацией уязвимых немецких владений в Тихом океане. Но Адмиралтейство, оценив риск прорыва эскадры в Южную Атлантику и связанное с этим потенциально серьезное нарушение морской торговли в этом регионе, столь важном для процветания британской метрополии, объявило «охоту».
Императорский флот Японии, включая корабль «Цукуба», устремился в район Панамского канала, чтобы отрезать немцев на севере. Контр-адмирал сэр Кристофер Крэдок, командующий Вест-Индским флотом, перешел со своей эскадрой (два броненосных крейсера, один легкий крейсер, один вспомогательный и эсминец) к побережью Чили.

GoodHoup
GoodHoup

Здесь следует отметить несколько интересных моментов. Крэдок считался одним из лучших британских моряков того времени, о чем свидетельствуют его многочисленные боевые награды (включая немецкую Королевскую корону). Поэтому он осознавал, что боевые возможности его эскадрильи были значительно ниже, чем у немецкой эскадрильи. Судите сами — броненосные крейсера HMS Good Hope (2 234 мм орудия и 16 152 мм орудий) и HMS Monmouth (14 152 мм орудий) определенно не могут сравниться со своими немецкими «братьями-близнецами». Легкий крейсер HMS Glasgow с двумя 152-мм орудиями и 10 102-мм орудиями можно было не принимать во внимание, а вспомогательный SS Otranto, бывший пассажирский лайнер с четырьмя 120-мм орудиями, можно было упомянуть только для статистики. Мощь старого военного корабля HMS Canopus с его четырьмя 305-мм орудиями и мощной броней была полностью сведена на нет истощенной силовой установкой, которая едва достигала скорости 12 узлов.
Понимал ли это Крадок? Очевидно, так и есть. Он вызвал на помощь один из миноносцев, крейсер Defence (HMS Defence, 4 234-мм орудия и 10 190-мм орудий), но приказ был отбит «старшим» вице-адмиралом Фредериком Стерди, и неясно, каковы были его мотивы. Первый морской лорд Джон Фишер, который сильно недолюбливал Стерди, приказал защитить его, но было уже слишком поздно. Тем не менее, Адмиралтейство, также не зная, чего ожидать, продолжало давить на Крэддока, чтобы остановить немецкую эскадру, и адмирал, верный своему долгу и присяге, оставил медлительный «Канопус» далеко позади и поплыл на верную гибель.

deutsche
deutsche

1 ноября 1914 года эскадрильи встретились возле чилийского порта Коронель, чтобы «вступить в легенду», но столкновение было неожиданным, поскольку обе стороны, оставаясь в «тумане войны», считали, что в этом районе находятся только легкие силы противника.
Британцы отплывали от берега в виде опор (проще говоря, брустверов), а немцы — от моря в виде облезлой колонны (проще говоря, гусиной шеи). Но это не имело значения, потому что фон Шпее оказался, по крайней мере, тактически лучше Крэдока. Немецкие корабли использовали свою скорость, чтобы отрезать британцев, и в свете заходящего солнца британская эскадра была ясна как день, а немцы слились с берегом. Затем появились автоматчики.
Здесь был еще один интересный момент. Экипажи британских броненосных крейсеров состояли из резервистов, поэтому артиллеристы были очень плохо обучены. Напротив, немецкие канонерские лодки-«близнецы» неоднократно получали приз кайзера за лучшее военно-морское вооружение. Правда, это было давно, но навыки, как говорится, не пропадают. Немцы продемонстрировали это, когда их третий залп попал в «Good Hope» и вывел из строя 234-мм носовую башню. С этого момента «Шарнхорст» каждые 15 секунд давал залп во все стороны, а «Гнейзенау» не отставал от своего собрата и обстреливал «Монмут». «Худ Хоуп» отвечал очень медленно, выпуская по одному своему снаряду на каждые четыре немецких залпа, его «голос» становился все тише и тише.
Не прошло и часа, как агонизирующий «Худ Хоуп» затонул, унося с собой Крадока и его команду. «Добрая надежда» оказалась неприятной. Спустя пять минут немецкий «Нюрнберг» с трудом держался на плаву. Британцы попытались ответить на предложение сдаться пушечным огнем, получили несколько близких залпов и в течение получаса затонули, не спустив флага.

GoodHoup1
GoodHoup1

Соотношение потерь было феноменальным: из экипажей погибших крейсеров не спасся ни один, погибло 1 654 человека, а немцы не потеряли ни одного моряка — только два раненых на «Гнейзенау» (англичанам удалось несколько раз подняться на борт). Более того, Крэдок стал первым британским адмиралом со времен Трафальгара, погибшим в бою (последним до него был Нельсон).
Влияние этой битвы было еще более ошеломляющим. Да — в военном отношении Британия потеряла только два не очень новых крейсера, что было каплей в море для крупнейшего в мире флота. Но «владыка морей» был повержен в зрелищной, как говорится, «сухой» победе. А если добавить крейсер «Пегас» (потоплен немецким «Кенигсбергом» 20 сентября), три линкора «Хоэг», «Кресси» и «Абукир» (потоплены в течение часа немецкой подводной лодкой U-9 22 сентября) и дредноут «Одейсс» (подорвался на немецкой мине 27 октября), то ореол великолепия и непобедимости «Ройал Нева» значительно померк. Немецкие газеты пытались представить «сокрушительный удар при Коронеле» как полный провал всего британского флота.
Так закончилась легенда о непобедимой немецкой эскадре. Запас прочности крупнейшего флота того времени был огромен, поэтому для британцев было делом чести доказать, что поражение при Коронеле было случайностью. Для этого были мобилизованы огромные силы.

Invinsibl
Invinsibl

Да, в германском флоте все еще оставались «Шарнхорст» и «Гнейзенау», которые также были «братьями-близнецами», боевыми кораблями Кригсмарине, хотя их вооружение — 9 283-мм главные орудия — больше походило на вооружение боевых кораблей. Как и их тезки, они были неотличимы друг от друга и создавали множество проблем для британского флота.
27 февраля 1942 года, во время британского налета, «Хлайнзенау» получил настолько серьезные повреждения, что был объявлен не подлежащим ремонту. 28 марта 1945 года он в последний раз причалил в Гдыне, где перекрыл водный путь и был потоплен наступающей советской армией.
«Останки «Шарнхорста» лежат примерно в 120 милях к северо-востоку от мыса Нордкап на глубине 290 метров.
Здесь мы перестаем тасовать колоду, а оставляем ее в покое — в ожидании новых открытий на дне океана.

christopher
christopher
gneyzenau
gneyzenau
Оцените статью
С нами не соскучишься!
Добавить комментарий